Как вы помните, мы решили устроить невероятную программу «Май в Бургундии: фермы и сады, еда и вино, литература и музыка». И первым спикером, поделившимся планами на эти взрослые смены (I. 28 апреля — 4 мая, II. 4 мая — 10 мая), стала Ляля Кандаурова.
Марабу: Раньше мы выбирали тему, привязанную к тому или иному историческому периоду, а сейчас у нас просто цветы, сады и природа. Насколько я понимаю, вы будете рассказывать про английскую музыку. Про какую?
Правильнее сказать, что про английскую музыку в том числе. Дело в том, что это чрезвычайно интересная тема, которая для широкой публики за пределами Англии оказывается практически вне поля слышания: когда в последний раз вы слушали музыку Воана-Уильямса, Дилиуса, Бриджа или Финци?
Мы часто сетуем на то, что круг слушательских интересов ограничен; действительно, временной коридор, в котором уютнее всего музыкальному потребителю, ограничивается двумя с половиной столетиями — XVIII, XIX и чуть-чуть XX веком, и даже внутри него есть тенденция утюжить одни и те же сочинения одних и тех же мастеров: за редкими исключениями — великих немецких композиторов.
Желая услышать что-то новое, мы чаще всего обращаемся к принципиально иным музыкальным языкам, предпринимаем далекие и экзотические путешествия: авангард, современная музыка, электроника, фолк, культовая музыка неевропейских цивилизаций. Картинка отъезжает, как будто мы взлетаем на самолете, и вдруг становится видно, что двести пятьдесят лет европейской классики, кавалькада Бах — Моцарт — Бетховен — Шуберт — Брамс, которую мы привыкли считать «историей музыки», — ячейка, затерянная среди миллионов терабайт звуковой информации.
Как правило, бросаясь утолять информационный голод, мы забываем о том, что двести пятьдесят лет «уже испытанной» музыки отнюдь не были пустыней, в которой возвышались огромные, как баобабы, гении с портретов в Большом зале консерватории. Эти столетия были наполнены музыкой авторов, чьи имена нам не очень хорошо известны: кому-то не хватило таланта тягаться с каким-нибудь Вагнером, кто-то был чересчур самокритичен и создал ничтожно мало, кто-то подготавливал питательную среду для некоего гения, явившегося поколением позже, кому-то помешали биографические или исторические обстоятельства, а кто-то оказался случайно, нипочему забыт — так тоже бывает.
Если продолжать метафору с путешествиями, оказывается, что мы, отправившись за новой музыкой в космос и недра Земли, забыли посмотреть совсем рядом с домом, в пределах комфортного для слушателя «традиционного» музыкального языка, ограниченного XVIII–XIX веком, — а там есть настоящие бриллианты. В этом смысле уместно вести рассказ не об одном авторе, а об определенной среде или поколении композиторов: именно такое явление — английская музыка рубежа XIX и XX веков. Ее часто исполняют, слушают и всячески ценят в Англии, по понятным причинам, а на российских сценах ее встретишь достаточно редко.
Композиторы этой волны очень интересовались темой природы. Они были современниками самого известного отряда любителей природы от музыки — французских импрессионистов, однако у них этот интерес принимал совершенно другие формы. Я очень люблю эту музыку, поэтому, когда возникла тема садов, цветов, птиц и прочего, я тотчас подумала о ней. Разумеется, мы поведем разговор и о французах: необычайно интересно вначале обсудить и послушать обращенную к природе музыку Мориса Равеля, а потом посравнивать его «палитру» с той, что использует его полный современник — англичанин Франк Бридж.
Вообще это немного парадоксально, потому что английская культура в целом совсем не ассоциируется с гедонизмом. Даже если англичане делают, например, сад, то он обязательно должен выглядеть заросшим и неухоженным, типа «так само получилось». Насколько это проявляется в музыке?
Вы говорите про английский парк XVIII века, к «заросшести» и «неухоженности» которого прикладывались грандиозные усилия, умения и наука, в результате чего получался идеальный романтический парк мечты с якобы хаотически рассеянными купами деревьев, руинами храмов, мшистыми мостами и прудом. Такой сад, насколько я знаю, пришел на смену французскому регулярному парку с его симметрией и, напротив, полной искусственностью, и к концу XVIII века мода на английские парки пришла в том числе во Францию. Если под гедонизмом мы понимаем философию удовольствия, то тут я поспорила бы с вами, в каком саде больше радости — в идиллически диком или выстриженном ромбиками?
Если серьезно, то вся эта история с садами — это XVII и XVIII век, а английская музыка нас будет интересовать существенно более поздняя, как я уже говорила. Правда, барокко мы тоже непременно зацепим, но французское и итальянское: послушаем, как в музыке там щебечут птицы, поют кукушки и иногда даже ходит рыба в пруду.
Вы всегда работали у нас с детьми; расскажите, как вы работаете со взрослыми?
Я начала работать с детьми именно в «Марабу»: до этого я всегда видела в аудитории только взрослых и торжественно клялась себе, что никаких детей там не окажется никогда, потому что боялась и не понимала, какой тон найти для разговора с маленькими о сложных и будоражащих вещах, которыми наполнена музыка: она ведь никогда не писалась для детей и, как и литература, обращена к темам очень глобальным и в каком-то смысле опасным — она прежде всего про время и про разные диковинные фокусы, которые оно вытворяет с нами и нашим восприятием. Начинать, наверное, нужно в детстве, потому что потом куда труднее настроить свой слух; но классическую музыку по-настоящему любят именно взрослые люди — это не зря так.
Зависит ли то музыкальное впечатление, которое мы получаем, слушая музыку, от среды, в которой мы находимся?
«Да» кажется очевидным ответом, однако на самом деле это так не для всей музыки. Есть сочинения, которые не подразумевают никакой визуальности — так называемая «абсолютная музыка», смысл которой остается в пределах звука, формы, структуры — типа некоторых квартетов Бетховена, или фортепианных пьес Брамса, или авангарда 20-х годов. Мне кажется, такая музыка только проигрывает от попытки театрализации, помещения в какую-то выразительную, «говорящую» среду. Поскольку мы будем заниматься музыкой программной — то есть той, которая была задумана как содержащая внемузыкальную идею: щебет птиц, плеск воды, шум садов под дождем, — близость природы, цветущего парка, воздуха весенней (сельской) Франции должна ей очень «пойти».
Мне было важно, чтобы детей не только увлекли наши учебные программы (в этом я была как раз уверена), но и чтобы все были живы, здоровы, счастливы, и не скучали без мамы. Мне кажется, у нас все получилось! (2016)
Марабу: летний лагерь для умников и умниц.Конечно, можно было бы организовать портал удаленного обучения, типа Coursera. Но мы быстро поняли, что самое главное, чего бы в таком подходе не хватало, это живого общения и возможности увидеть и почувствовать себя окруженным такими же умными, интересующимися взрослыми и детьми. Мы решили, что надо собрать их всех в одном месте, чтобы создать определенную групповую динамику. Знаете, интересные задачки интересно решать вместе! (2015)
Я хочу, чтобы дети могли гордиться своими корнями, чтобы для уехавших это был ресурс, а оставшиеся, наоборот, чувствовали, что они вполне в европейском тренде, а не что их заперли в православии и народности. Мне кажется, это очень важная вещь, потому что сейчас, действительно, быть человеком, принадлежащим к русской культуре, гордиться этим - это очень большая проблема. (2015)
18 летних лагерей, где дети будут счастливы (2017)
Каждый день участников ждут четыре пары занятий — две по традиции отданы математике, остальные можно выбрать по интересам. Источник
15 проверенных детских лагерей на лето (2016)
Набирающий силу проект с интеллектуалами-звездами.Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Русские дети в Европе: математика и другие миры.
Многие дети, решив, что математика скучна и неинтересна, решают идти в гуманитарную сторону и так проживают свою жизнь, толком не узнав, что математика - это и увлекательно, и красиво. Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Мультизадачный лагерь «Марабу» (2016)
Мы изначально против деления на «физиков» и «лириков» — нам кажется, что людям может быть интересно все. Поэтому-то мы предлагаем и гуманитарные, и естественно-научные предметы. При этом важно отметить, что наши занятия совсем не похожи на школьные. У нас нет идеи впихнуть в ребенка знания, мы хотим заинтересовать его наукой. Пока нам это удается.
Источник
Умный лагерь «Марабу» — «кто я?» или «что значит быть русским?» (2017)
Прежде всего, «Марабу» позволяет детям оказаться в сообществе людей, для которых интеллектуальная работа — привычный фон каждого дня.
ИсточникУмный лагерь «Марабу»: в новый сезон с новыми идеями
«А вы в этом году когда поедете в “Марабу”?» - такую фразу, сказанную совершенно обыденным тоном, как будто речь идет о кафе, завсегдатаями которого являются все присутствующие, все чаще и чаще услышишь в компании нескольких родителей школьников.
Источник
Что такое "Марабу"?
Одна из нашей целей - создать такую социальную сеть русскоязычных детей нового поколения, чтобы они продолжали общаться между собой.
Источник. См. стр. 4
Что такое "Марабу"?
Кажется, что Умный лагерь «Марабу» существовал всегда. Между тем этот образовательный проект появился на свет всего-то два года назад!
Источник
Что такое "Марабу"?
Мы решили организовать Умные каникулы для детей и Умный отпуск для взрослых - места, где можно и полноценно отдохнуть, и узнать много интересного.
Источник
И когда во время отпуска ты ловишь себя на том, что продолжаешь работать, просто из другого места, ты понимаешь, что твое право на месячный отпуск где-то потерялось. (2016)
Очень умный «Марабу»: место, где интересно учиться (2017)
Идея учебы на каникулах обычно принадлежит родителям. Это именно им хочется устроить досуг детей так, чтобы ни минуты свободного времени не пропало зря. Но оказывается, бывает и так, что учиться рвутся сами дети. Если, конечно, учеба не ассоциируется со скукой, а становится увлекательным открытием нового, а сам лагерь – возможностью встретить друзей и единомышленников.
Источник
Лагерь «Марабу» – перелетная птица (2016)
В лагере важно не столько то, что происходит с одним ребенком, сколько групповая динамика. И здесь меня потрясает одна вещь: мы провели уже несколько лагерей, и все они были совершенно разные. В одном и том же месте, с одной и той же программой оказываются разные дети, с разным настроением и желаниями. Поэтому мы всегда говорим родителям и даже прописываем в договоре, что оставляем за собой право менять программу уже после заезда. Если мы видим, что детям нужнее прогулка в лесу, чем лишний урок математики, то мы пойдем гулять в лес.
Источник
Что такое лагерь Марабу
10 - 14 лет - это не только период переходного возраста, но и время, когда ребенку можно привить любовь и интерес к науке. Источник
Математик или гуманитарий? В умном лагере «Марабу» хорошо всем!?
Мало какая страна мира может похвастаться таким количеством отличных детских лагерей, как США. Поэтому, узнав о том, что некоторые американские родители отправляют своих детей в русскоязычный лагерь в Чехии, мы немного удивились и решили узнать о нём подробнее. Источник
Весенний образовательный лагерь «Марабу» в Провансе
Интересные занятия, яркие впечатления и новые друзья из разных стран – вот, что такое каникулы в «Марабу».
Источник
Каникулы мечты: в Европе, но на русском языке! (2017)
Вы можете сказать «Эка невидаль! Да ведь у нас полно русских математических кружков и лагерей, зачем же ехать так далеко?» — и будете совершенно правы: с дополнительным математическим образованием у нас в США действительно все обстоит очень даже неплохо. Но у «Марабу» есть две уникальных особенности. Источник
Летние лагеря по программированию, робототехнике и бизнесу
Мы собрали 12 летних лагерей и школ, в которых дети смогут не только отдохнуть, но и набраться новых знаний и навыков в программировании, робототехнике, бизнесе и создании контента.
Источник
11 творческих, образовательных и спортивных лагерей, в которые можно отправить ребенка на лето
Рассказываем, куда еще не поздно купить путевку, чтобы организовать школьнику веселое и полезное лето.
Источник
Задача Лагеря - дать детям не только возможность погрузиться в мир собственных интересов, но и расширить круг этих интересов (важная возможность для многих детей, сильно увлеченных чем-то одним). Кроме того, дети смогут подружиться со сверстниками, близкими им по складу и духу – а мы знаем, как важно подростку попасть в хорошую компанию!
Перед нами не стоит задача навязать ребенку жестко заданный объем знаний или следить за тем, чтобы дети постоянно находились в учебной колее. Наша задача - поощрять и развивать интересы ребенка, используя занимательные уроки, лекции, опыты, демонстрации, игровые сюжеты и так далее. Для того, чтобы всё это стало возможным, мы собираем в Умном лагере Марабу взрослых, которые умеют работать с детьми самого разного возраста, вкусов и интересов.
Живые, любознательные дети и внимательные, опытные взрослые - что еще нужно, чтобы ваш ребенок вернулся еще умнее?