Сергей
Кузнецов
"Я просто хочу рассказать о замках, в которых мы окажемся, и о людях, которые в них жили..."

Этой весной «Марабу» впервые обойдется без математики. Почему вы решили сделать чисто гуманитарную смену?

Все началось еще до создания «Марабу», когда я однажды устроил короткую поездку, которая называлась «Париж мушкетеров». Кстати, почти все дети, которые в ней принимали участие, потом приезжали и в «Марабу». Тогда мне катастрофически не хватило времени, чтобы рассказать все, что хочется, и я подумал, что было бы здорово когда-нибудь найти возможность более обстоятельно поговорить про это замечательное время — условно с XV по XVII век. И вот как-то постепенно стала складываться программа. Я позвал Андрея Десницкого, который собирается рассказывать про Реформацию, позвал Асю Штейн, которая замечательно расскажет про литературу этого периода, позвал Лялю Кандаурову, которая познакомит детей с музыкой XVI–XVII веков. Все они уже подробно рассказали про свои программы в опубликованных на нашем сайте интервью, так что я не буду повторяться.

А о чем пойдет речь на ваших лекциях?

Я буду говорить с детьми в основном про историю. На мой взгляд, история этого периода необычайно увлекательна. При этом в школьном курсе она, как правило, выглядит довольно бледно: какой-то бесконечный список имен, династий, религиозных войн, разобраться в которых, казалось бы, абсолютно невозможно. Но у меня есть преимущество: я не ставлю перед собой задачу, чтобы дети запомнили имена и годы правления французских королей (хотя они их запоминают в результате), я просто хочу рассказать о замках, в которых мы окажемся, и о людях, которые в них жили. Про то, как Генрих Наваррский за какие-то двадцать лет прошел путь от полуварвара с очень сомнительными династическими шансами до короля Франции, которого французский народ любит до сих пор. Или про то, как Франция благодаря тому же Генриху преодолела хаос междоусобных религиозных войн, где все были против всех, и превратилась в довольно могучую страну. В истории этого периода есть все — любовь, приключения, дуэли, войны, политика, экономика. А заканчивается все тем, что Людовик XIV создал, простите, вертикаль власти и сделал Францию великой европейской державой… Но вертикаль эта была так устроена, что уже Людовику XVI, как мы знаем, отрубили голову на гильотине.

В программе весеннего лагеря есть не только экскурсии по королевским замкам, но и экскурсия в парк Леонардо да Винчи…

Да, это вторая история. На самом деле она тесно связана с первой — в Амбуазском замке вырос король Франциск I и позже именно он пригласил сюда Леонардо да Винчи. Мы привыкли ассоциировать имя Леонардо с Италией, но на самом деле он довольно большую часть своей жизни прожил во Франции и даже похоронен здесь же. И вот несколько лет назад в окрестностях Амбуаза организовали специальный парк — воссоздали в натуральную величину несколько десятков механизмов, которые придумал да Винчи (не все из них были осуществлены): от разводного моста до танка. Все можно трогать, везде можно залезать — практически, парк аттракционов. И здесь же, в небольшом замке, вокруг которого разбит этот парк, есть музей Леонардо с огромным количеством чертежей и миниатюрных макетов.

Я сделаю отдельную лекцию про Леонардо. Расскажу и про его живопись, и про его инженерные достижения, и даже про его образ жизни, который участникам «Марабу» покажется чрезвычайно знакомым — потому что да Винчи жил примерно так, как сейчас живут родители многих из них. Он ездил из страны в страну, везде делал какие-то проекты. То есть он был не просто гений и человек Ренессанса, но немножко авантюрист и, как бы это сказать, сам себе предприниматель, человек, вечно работавший у кого-то на контракте, говоря современным языком. Сегодня мы знаем много таких людей. Понятно, что размах у них не как у Леонардо, но типаж похожий. И это опять оказывается созвучно тем двум моментам, на которых я хочу удержать внимание детей: во-первых, история — это страшно интересно, а во-вторых, история — это не то, что не имеет к нам никакого отношения. Глядя на нее, лучше понимаешь все то, что происходит в современном мире. И детям это, безусловно, интересно.

Когда Умный лагерь «Марабу» только начинался, вы говорили о том, что он во многом ориентирован на сохранение русской культуры у детей, живущих в Европе. Зачем же тогда Франция XV–XVII века?

Ну, во-первых, мы будем все время смотреть на место, которое занимала Россия в этот период, и обратим внимание на то, что там в то же время проходили схожие процессы. Дети, благодаря этому, увидят, что Россия уже тогда была частью Европы. А во-вторых — любая история, конечно, помогает нам осмыслять современность. Мы в «Марабу» никогда не обсуждаем текущую политику с детьми, но иногда слышим, как дети обсуждают политические темы между собой. И, надо сказать, те разговоры, которые я слышал, мне страшно понравились, потому что они были очень уважительными по отношению к мнению оппонента. Это то, чего нам, взрослым, очень не хватает. И мне хочется верить, что во многом это происходит потому, что мы задаем им вот эту историческую перспективу — неважно, связанную с Францией, Чехией или Россией.