Татьяна Гориловская

«Фотография — искусство, которое стало очень близко людям...»

Официальный фотограф лондонского джазового фестиваля Татьяна Гориловская на зимней программе в Бургундии не просто расскажет про постмодернизм в фотографии, но и готова поделиться практическими секретами фотомастерства со всеми желающими — поверьте, это удивительная возможность. В интервью Татьяна рассказывает о том, как через фотографию мы можем познать мир и себя в нем.

Татьяна, вы впервые приезжали к нам летом, на детскую программу. Расскажите, как впечатления? Чем вам понравился формат Умного лагеря?

Во-первых, дети могут сами выбрать, чем им заниматься. Во-вторых, какой-то удивительной обстановкой, где дети могут увидеть что-то новое, открыть себя в этом новом, неожиданном. Очень интересные преподаватели — я была рада сама с ними пообщаться. Ну и конечно, совершенно другие, чем в школе, педагогические условия: здесь у преподавателей в рамках своего предмета есть все возможности найти то, что может зацепить, увлечь каждого конкретного ребенка. И у детей есть возможность от увлечения, от маленькой интересной зацепки пройти путь к радости узнавания, понимания самого предмета.

Тема взрослой зимней программы — постмодернизм. Чем вам интересен этот период искусства?

Это, скажем прямо, не самый мой любимый кусок, мне больше нравится модернизм — он более оптимистичный, дает больше возможностей для поиска форм, но, с другой стороны, в постмодернизме как предмете для изучения есть большое преимущество. Это то время, которое многие из нас, тех, кто приедет в Бургундию, знают не понаслышке. Это время нашей молодости либо совсем недавнее время, в котором жили наши родители. Это не Средние века, о которых мы можем только строить предположения, читая книжки; постмодернизм — это то время, которое было совсем недавно, и какие-то вещи могут отозваться личными впечатлениями, переживаниями, воспоминаниями, что всегда интересно.

А что такое постмодернизм конкретно в фотографии? Эта история — о чем она?

Это такая очень расплывчатая вещь: не стиль, не направление, это просто время. При этом такая «ответка» на модернизм, который очень много всего нового обещал людям в искусстве. Постмодернизм как бы говорит нам: а ничего не надо, все равно ничего не получится, — слегка циничный ответ искусства на приметы времени, когда все немножко разочаровались в традиционных ценностях, когда жизнь, политика стали диктовать свои законы. Модернизм — поиск новых форм — появился в ответ на реализм, который просто фиксировал то, что человек видит. Лишь затем пришло время постмодернизма, игры. Для практических фотографов это значит, что можно взять отовсюду несколько разных кусочков и перемешать их. Получается эдакий суп, в котором куча разных ингредиентов, и все очень интересные. При этом под гребенку постмодернизма может попасть кто угодно. Взгляните, скажем, на работы Андреаса Гурски, самого продаваемого и известного фотографа современности.

Вы будете разбирать его работы во время своего мастер-класса в «Марабу»?

Я бы не назвала наши занятия мастер-классом, это будет скорее философско-фотографическая игра.

Фотография — искусство, которое стало очень близко людям, особенно в век соцсетей, эта простая и известная дорожка, через фотографию можно увидеть что-то новое и в других видах искусства.

Мы посмотрим самые разные работы, кусочки фильмов — есть такие фильмы, они как тянущаяся фотография, каждый кадр можно воспринимать как фотокартинку. Потом мы сможем попрактиковаться сами — и я планирую, что мы не будем повторять чьи-то находки, а попытаемся сделать что-то свое.

Вы будете учить снимать?

Чисто практически мы можем сделать множество разных вещей: сейчас популярны селфи, портреты, снимки еды, а тем более гости будут много готовить с Марианной Орлинковой — все это дает пространство для самых разных постмодернистских экспериментов в фотографии, когда личное восприятие, идеи, воспоминания накладываются слоями.

В интерьерах замка можно сделать фотосессию «Путешествие во времени». Интересно поиграть с групповыми портретами — мешанина из знакомых отдельных кусочков превращается в общее, совершенно непонятное, но прекрасное. Постмодернизм дарит нам легкость, это игра со светом, со стилями, такой пазл. Кажется, что нет никакой постановки, искусственности; что картинку на фотографии никто не ставил, никто не думал, что получится в итоге, — и это дарит иллюзию, что все происходящее реально прямо сейчас и с нами и мы можем делать все, что захотим. Мы будем готовить фотографический суп — а не бывает супа, который нравится всем. Одни любят остренькое, другие — кислое или сладкое, каждый должен найти свой суп. Этим мы и займемся, и, поверьте, это очень увлекательный процесс — такой же, как еда, вино и разговоры.