Пообещай им, что…
— ты проведешь каникулы в компании детей, c которыми легко найдешь общий язык, потому что вы похожи;
— ты будешь заниматься страшно увлекательными и при этом не бессмысленными вещами;
— все каникулы ты будешь на свежем воздухе (родители любят про свежий воздух);
— по возвращении о куче вещей ты будешь знать гораздо больше, чем твои одноклассники;
— тебе не придется участвовать ни в каких дурацких мероприятиях;
— все каникулы ты будешь общаться со взрослыми, которые видят в тебе интересного и талантливого человека. И еще с ними здорово говорить о книжках, кино, науке и обо всем на свете;
— если ты живешь не в России, то не забудь сказать, что целых две недели ты будешь говорить по-русски, родители порадуются. А если ты живешь в России, расскажи им, что познакомишься с говорящими по-русски детьми из других стран;
— ты сможешь завести друзей, с которыми будет приятно встретиться снова.
Если у родителей есть сомнения, что тебя надо записать в Умный Лагерь Марабу,
пролистни на экран ниже и зови родителей читать, что там написано.
Задача лагеря — дать ребенку возможность не только лучше узнать собственные интересы, но и расширить их круг (важная возможность для многих детей, сильно увлеченных чем-то одним). Кроме того, дети смогут подружиться со сверстниками, близкими им по духу, — а мы знаем, как важно подростку попасть в хорошую компанию!
Чтобы все это стало возможным, мы собираем в Умном лагере «Марабу» взрослых, которые умеют работать с детьми любых возрастов и с самыми разными разными вкусами и интересами.
Наша задача — поощрять и развивать интересы ребенка, используя занимательные уроки, игровые сюжеты и многое другое.
Живые, любознательные дети и внимательные, опытные взрослые — что еще нужно, чтобы ваш ребенок вернулся еще умнее?
В этом году Умный лагерь «Марабу» опять пройдет в Венгрии, в том же отеле, что и летом 2017 года. Он расположен в одном из красивейших мест Венгрии — по соседству с национальным парком Бюкк. Отель занимает один из флигелей старинного аристократического поместья с просторным английским садом (где дети смогут проводить все свободное время) и бережно отреставрированным подлинным барочным замком во французском стиле.
Эта четырехзвездочная гостиница открылась чуть больше года назад, так что к окружающим историческим достопримечательностям и природным красотам прилагаются современные стильные интерьеры и оборудование. Еда здесь, как и почти везде в Венгрии, очень вкусная, а поскольку гостиница ориентирована на семейную аудиторию, здесь хорошо понимают, как надо кормить детей.
В окрестностях гостиницы имеется несколько отлично размеченных маршрутов для лесных прогулок, настоящая кузница и живописная старинная деревня. Мы уверены, что в такой обстановке детям будет приятно и работать, и отдыхать.
Мы полностью следуем всем европейским требованиям безопасности, включая вопросы здоровья и питания. В том числе:
Те, кому слишком трудно учиться по четыре пары в день, могут вместо одного из курсов выбрать занятие для развлечения – например, спорт, декупаж, рисование.
Дорогие друзья! Программа пока не сформирована, но в разделе Команда вы можете увидеть тех, кто уже дал согласие в очередной раз приехать в «Марабу».
Пожалуйста, следите за обновлениями на сайте и постами в группе Марабу на Facebook, где мы публикуем новости о программе и беседы с участниками нашей команды.
Спасибо!
Детский познавательный
проект «Марабу» основан
в 2014 году.
Организатором лагеря является детский познавательный проект «Марабу».
Сергей Кузнецов Основатель образовательного проекта «Марабу», главный редактор проекта «Букник», основатель digital-агентства SKCG. Журналист и писатель, книги которого переведены на несколько языков («Шкурка бабочки», «Хоровод воды», «Калейдоскоп: расходные материалы», «Учитель Дымов» и др.). В рамках проекта «Марабу» было проведено 12 лагерей для детей, подростков и взрослых. Читал в «Марабу» курсы по истории кино, антропологии, истории и т.д. На III смене Сергей прочтет курс «1968-й: год молодежного бунта — полвека спустя». В этом году исполняется пятьдесят лет 1968 году, когда по всему миру прокатилась волна молодежных выступлений, бунтов и восстаний. Сергей Кузнецов расскажет, что в этом году происходило в США, Франции и Восточной Европе, обсудит с детьми что такое «дух 1968 года», его влиянии на последующую мировую историю и политику, а также попытается ответить на вопрос можно ли говорить о победе или поражении «идей 1968 года».Это первый курс «Марабу», посвященный современной истории, и мы надеемся, что он поможет нашим детям научиться применять к современности те навыки критического отношения, анализа и рефлексии, которые они могли выработать, разговаривая о книгах, музыке или мифологии. |
Екатерина Кадиева Основатель образовательного проекта «Марабу». Психолог, преподаватель Центра системной семейной терапии, член Европейской Ассоциации Семейных терапевтов, специалист по кросскультуральным семьям и проблемам адаптации, автор многочисленных публикаций, посвященных проблемам образования и воспитания («Большой город», Psychologies). Читала в «Марабу» курсы по нейропсихологии, кросскультуральным коммуникациям, вела тренинги общения. ИнтервьюСынок, надень шапочку! |
Ян Раух Преподаватель московского Центра педагогического мастерства, участник и организатор ряда летних математических школ, ведет кружки по математике, астрономии и физике. В умном лагере Марабу Ян отвечает за учебную программу по математике. Интервью Яна о современной школе. |
Анна Кадиева Выпускница Сорбонны (Université Paris 3), специалист по французской литературе и лингвистике. Много лет участвует в организации и проведении различных культурных и образовательных проектов (Всероссийские чтения им. Вернадского, семейные лагеря в Европе, Русская гимназия в Париже, все проекты «Марабу»), работает с билингвальными и бикультуральными детьми. Программный директор «Марабу». Интервью Анны о том, почему работать с детьми интереснее, чем со взрослыми. |
ПРИГЛАШЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Андрей Десницкий (I смена) Один из самых известных российских библеистов, автор нескольких книг и множества статей, доктор филологических наук, сотрудник Института востоковедения РАН (с 1994 г.) и Института перевода Библии (с 1999 г.). Глубина научного анализа сочетается в его лекциях с простотой и увлекательностью изложения. |
Андрей Кузнецов (I смена) Выпускник 91-й школы, лицея №1535 и МГУ им. Ломоносова. Учитель истории в Донской гимназии. Организатор детских исследовательских экспедиций. |
Ася Штейн (I смена) Преподаватель зарубежной литературы, мифологии и семиотики лицея имени Вернадского (бывшей Донской Гимназии), автор программ по зарубежной литературе и мифологии для лицеев, автор многочисленных статей по детскому чтению и семейной педагогике. |
Алина Аксёнова (I и II смены) Выпускница педагогического университета, археолог и преподаватель мировой художественной культуры, экскурсовод ГМИИ им. А.С. Пушкина, автор лекций и интерактивных семинаров по истории искусства для детей и взрослых. Интервью«Марабу» в моей жизни — это явно счастливый билет |
Анна Козлова (I и II смены) Молекулярный генетик, популяризатор науки. Менеджер проекта NGS (Next Generation Sequencing) в Центре генетики и репродуктивной медицины Genetico; один из организаторов TEDxMinsk; постоянный лектор «Марабу». |
Александра Подгайц (I и II смены) Выпускница мехмата МГУ. Преподает в математических классах и лагерях, ведет кружки по математике для детей всех возрастов и мечтает показать всем, как мир математики завораживающе красив. Интервью«Важно, чтобы преподаватель мог вдохновлять» |
Марина Слинькова (I и II смены) Практикующий психолог, который не только ведет частную практику, но и придумывает очень интересные подростковые психологические тренинги в Центре системной семейной терапии. Основной контингент Марины — от десяти и старше. Именно поэтому ей стало интересно поработать в «Марабу». В программе два курса: тренинг «Властелин общения» и раздельные тренинги о чувствах и отношениях для юношей и девушек. |
Александр Гаврилов (II смена) Литературный критик, глава «Института книги», один из организаторов международной ярмарки интеллектуальной литературы non/fiction и московского международного открытого книжного фестиваля, член жюри самых важных литературных премий страны (от «Большой книги» до антипремии «Абзац»). В общем, один из ключевых людей в отечественном литературно-издательском процессе. Александр проведет курс под кодовым названием «Поэтический детектив: что делали и чего не делали герои популярных стихов». Он будет посвящен чтению и анализу стихов, в которых вроде все просто, но при этом не очень понятно, что происходит - и участники курса будут сначала разбираться с тем, что же случилось, а потом отвечать на вопрос «зачем все эти загадки?». Например, помните стихотворение Анны Ахматовой «Сероглазый король»? Александр предлагает быстро проанализировать его, ответив на четыре простых вопроса: 1. Король - на самом деле король? 2. Кем ему приходится лирический герой (нарратор)? 3. Что с ним случилось? 4. Почему это все неважно? |
Татьяна Гориловская (II смена) Фотограф, дизайнер, лектор. Лауреат международных фотоконкурсов (World Jazz Photo, 1x.com, фотобиеннале Русского Музея), регулярно снимает для музыкальных журналов, клубов и престижных фестивалей Лондона. Одна из немногих русскоговорящих фотографов, представленных в международной галерее Lumas с более чем 40 филиалами по всему миру. Здесь можно посмотреть на работы Татьяны и убедиться, что в «Марабу» мы приглашаем только лучших! Татьяна проведет в детском «Марабу» курс, посвященный связи живописи и фотографии. Сначала они с детьми поговорят (и посмотрят, конечно) про то, как фотография превратилась из технического эксперимента в такое же признанное искусство, как и живопись, потом разберут основные принципы композиции и теорию света, а в конце перейдут к тому, как великие мастера прошлого (например, Рембрант) играли со светом и к связанным с этим современным течениям фотографии (пиктореализм и т.п.). Ну и, конечно, всегда интересней делать самому, чем просто слушать о том, как что-то делали другие, поэтому в конце каждого занятия будет небольшой мастер-класс на котором каждый сможет поставить любой фотоэксперимент. Интервью«Фотография — это такой Хогвартс, который вроде и существует, но не все его замечают» |
Тим Ильясов (II смена) Исследователь моды, главный редактор делового журнала Fashionograph, автор и создатель проекта «Материальная культура», лектор многих лекториев и НИУ ВШЭ по истории и теории моды. Тим сделает вводный курс для старших детей на тему «Индустрия моды - что нужно знать, чтобы понимать моду». Первые два занятия будут посвящены истории моды 17-20 веках и будут состоять из лекции, небольшой викторины и маленького практического задания («студент выбирает понравившуюся эпоху, делаем макет платья (мини, барельеф из бумаги)»). Третий день будет посвящен моде в 21 веке и тому, как работает современная мода, а четвертое занятие превратится в деловую игру, на котором участники курса создадут модную компанию (от идеи до продажи) - «коллекции, презентации, управление, продажи. Как это все работает?». Интервью«Мы попробуем поиграть в моду» |
Денис Бояринов (III смены) Музыкальный журналист, диджей и коллекционер пластинок. 15 лет пишет о музыке. Работал в журналах "Новое Время", «ОМ» и Time Out Москва. Последние 7 лет работает в команде экспертов, которые сделали порталы о культуре OpenSpace.ru и Colta.ru. Куратор фестивалей «Темные Лошадки», "Остров 90-х" и концертного проекта Sound Up. С диджей-сетами, посвященными малоизвестной, редкой и незаслуженно забытой русской музыке, выступал на фестивалях русской культуры в Берлине, Париже и на Трафальгарской площади в Лондоне. Лекции о музыке XX века и об истории поп-музыки читал в Детском Лектории при Политехническом музее (Москва), в программе «Ночь Искусств», организованной Департаментом культуры Москвы, в культурном центре «Смена» (Казань) и т.д. ИнтервьюОт бродвейской классики до рэп-баттла |
Айрат Багаутдинов (II и III смена) Историк инженерии, экскурсовод, лектор. Автор книги «Что придумал Шухов», издательство «Арт-Волхонка». Автор идеи и ведущий сериала «Дело техника», прошедшего на канале «Москва 24» осенью и зимой 2015 года. Автор проекта «Москва глазами инженера» – городского образовательного проекта, в рамках которого проводятся экскурсии, детские мастер-классы, лекции и фестивали. Колумнист радио «Серебряный дождь» и интернет-издания «РБК-Недвижимость». |
Ляля Кандаурова (III смены) Музыкант, окончила Московскую консерваторию и аспирантуру, постоянный автор журнала Seasons of life, ведущая авторских курсов, посвященных классической музыке, выступала в различных образовательных проектах. Пишет о музыке в печатных и интернет-изданиях, просто, серьёзно и увлекательно рассказывает о ней на своих занятиях, стремясь научить слушателя понимать музыку, как язык. ИнтервьюМы включали там Бартока погромче; что еще нужно для счастья |
Гала Рубинштейн (III смена) Генетик и вирусолог, занималась биоинформатикой в институте Вейцмана, а потом много лет работала в General Biotechnology — ведущей мировой компанией, специализирующейся на разработке белковых лекарств (в основном, гормонов и прививок). Там Гала работала в исследовательском отделе и разрабатывала иммунологические методы проверки новых лекарств. Кроме того, занималась клонированием микроорганизмов и разработкой методов, которые позволяют заменить эксперимент на животных экспериментом in vitro, на культуре тканей. На третьей смене Умного лагеря «Марабу» Гала расскажет о том, как и для чего используется клонирование, что такое иммунология и обязательно затронет какие-то другие вопросы генетики. |
Дмитрий Чувелев (III смена) Части профессионального пути: дважды окончил МГУ им. М.В. Ломоносова (2007 - Биофак, 2010 - Госуправление). Работает в НИИ физико-химической медицины в Москве (ФГБУ ФНКЦ ФХМ ФМБА РФ - полное название). Занимается изучением влияния микрофлоры на организм человека, участвует в разработке биомедицинских технологий, пишет аналитику по ряду тем, связанных с биомедом. |
Родители часто пишут нам: «Возьмите моего ребенка, ему хотя всего девять лет, но он очень развитый и начитанный». И это правда: некоторые девятилетки дадут фору более старшим детям. Однако кроме интеллектуальной зрелости есть еще и эмоциональная, и просто физическая. В нашем лагере большая нагрузка и некоторые дети просто физически не могут столько учиться. Опять-таки, для многих вполне интеллектуально зрелых малышей может оказаться сложной разлука с семьей. Иногда маленькие дети на летних сменах (на коротких — осенних и весенних — все чудесно) в какой-то момент начинают грустить и тосковать, им просто сложно без мамы так долго. Конечно, наши вожатые стараются стать таким малышам на время смены опорой и поддержкой, но не всегда этого достаточно: маму ведь никто не заменит. Поэтому каждый раз, когда мы берем девятилеток, они сначала проходят собеседование с нашим психологом, и решение мы принимаем коллективно, педагогической командой, после индивидуального собеседования.
Родители должны трезво оценивать силы своего ребенка. Повторюсь: это не значит, что ребенок не потянет по уровню, это просто значит, что он маленький, он устанет, ему будет тяжело и плохо, а «Марабу» — история не про принуждение и преодоление, она про «интересно и весело».
В первую очередь, потому, что у братьев-сестер есть своя длинная история отношений, зачастую — сложных, и, оказавшись вместе в летнем образовательном лагере, они приносят с собой вот эти конкурентно-сиблинговые отношения. А наша принципиальная позиция — мы не хотим, чтобы у наших детей в «Марабу» была конкуренция.
Конкурентные отношения у современных детей есть вообще везде: в школе, на кружках. Сейчас вообще жизнь устроена так, что куда ни глянь — везде одна сплошная конкуренция. Задача «Марабу» совершенно иная: мы хотим, чтобы дети расслабились и просто получали удовольствие от процесса. Наша идея — показать красоту науки, а не то, сколько баллов можно получить, хорошо занимаясь.
В чем наше преимущество? Мы — не школа, у нас нет итоговых обязательств, дети не сдают в конце выпускной экзамен: они у нас могут поиграть с наукой, с какими-то образовательными штуками. И когда дети расслабляются, во-первых, они узнают про себя много нового. Скажем, у нас была девочка, которая думала, что она терпеть не может математику. Выяснилось, что нет: математика ее вполне устраивает, девочку просто раздражает, что в школе большое давление (быстрее, лучше, больше). А когда она просто решает задачи в своем темпе и видит красоту каких-то математических построений, во-первых, растет ее самооценка, а во-вторых, она понимает, что это не про отметки, а это действительно интересно и действительно красиво. И в этом мы видим идею нашего лагеря: чтобы дети увидели, как красиво бывает научное познание; кто-то находит себя в гуманитарной программе, кто-то — в математических блоках.
Да, у нас есть в первый день тестирование на математике. Но оно сделано как раз для того, чтобы ребенок попал в группу своего уровня, где ему будет интересно, но где он сможет справится с задачами. И вы себе не представляете, сколько усилий прикладывают наши дети, чтобы выяснить, какая группа – самая сильная! Они пытаются выспросить это у учителей, выкрасть результаты тестов, подкупить вожатых шоколадками, — все это только для того, чтобы выстроить рейтинг, как их этому научили в школе, и привычно включится в конкуренцию. Преподаватели математики даже каждый раз придумывают новые шифры, чтобы в названии группы никак не отражался уровень. Самое главное, что часто и правда нельзя сказать, какая группа самая сильная. Потому что, например, одна из групп — самая сильная по комбинаторике, но зато дети плавают в геометрии, а в другой группе дети сильны в решении геометрических задач, но ничего не понимают в перестановке элементов… И так далее.
И вот когда к нам попадают дети, у которых раньше не было никаких отношений, то вскоре они понимают, что это действительно не важно, кто из них самый крутой. Когда приезжают сиблинги, прекратить конкуренцию иногда просто невозможно. Это мешает и самим детям получать удовольствие, и всем остальным. Многие братья-сестры настолько сконцентрированы друг на друге, что вообще не общаются с другими детьми, ухитряясь за две недели смены так и не выйти за границы семейных отношений. И хотя сами они уже привыкли к такому положению вещей, и в принципе всем довольны, но мне кажется, это не то, зачем родители отправляют детей в лагерь.
Конечно, бывают исключения: бывают братья-сестры с ровными отношениями, бывает, что у них совершенно разные научные интересы, — тогда они выбирают себе разные курсы и блистают на разных предметах. Но негативных ситуаций, когда детям мешали их сиблинги, было достаточно, чтобы мы не советовали отправлять их в одну смену.
У нас была история, когда девочка только в самолете случайно узнала от сопровождающего, что они едут в математический лагерь, а не кататься на пони, и впала в такое изумление, что мы боялись, как бы она не выскочила прямо из самолета. Правда, она оказалась настоящим самураем, быстро адаптировалась к новой ситуации, и уже через пару дней азартно рубилась на матбоях. Но не у всех детей такой легкий характер, и не все дети могут так быстро перестроиться. Поэтому мы все же рассчитываем на бо́льшую ответственность родителей: лучше заранее сказать детям, куда они едут и зачем.
Это очень зависит от конкретного заболевания и условий, которые необходимо создать на месте, поэтому каждый раз возможность приезда ребенка обсуждается индивидуально.
Но вообще опыт инклюзии у нас уже есть. Когда мы первый раз брали ребенка с двигательными проблемами, то понимали, что нужно как-то подготовить других детей и уже продумали, как будет построен этот разговор. Однако, самое удивительное, он вообще не понадобился! С первых же минут заезда стало понятно, что дети этого ребенка моментально приняли, адаптировали, без всяких наших нравоучений или дополнительных просьб просто стали помогать ему: приносили еду за ужином, ждали, пока он выполнит упражнение в игровом квесте…
Мы берем детей с инсулинозависимым диабетом, а также детей, которые должны по расписанию принимать лекарства, — на всех летних сменах у нас есть врач, который за этим следит, и если препараты серьезные, они хранятся у него.
Мы неохотно берем детей с особенностями диеты, потому что не всегда можем быть уверены, что сможем надежно исключить запрещенные продукты: например, глютен или лактозу. Это связано с тем, что мы не может стопроцентно гарантировать, что ребенок не съест чего-то запрещенного в ситуации, когда его угостит другой ребенок, или сотрудники отеля что-то напутают при приготовлении таких особых блюд. Вообще, самое сложное — это аллергические реакции. Мы поэтому пишем на сайте заранее и подробно, в каком регионе в какое время будет проходить «Марабу», чтобы родители заранее понимали, что где-то возможна высокая влажность, а где-то — цветение растений, на которые у ребенка аллергия.
Если родители живут где-то там рядом и занимаются своими делами, то пожалуйста. Но если они же стараются все время попасть в лагерь, посмотреть, как живет их детка, проконтролировать его занятия или одежду, то мы против. Чем это плохо? Во-первых, они сами нервничают, во-вторых, отвлекают детей даже не столько от учебного процесса, сколько от их самостоятельной социальной жизни. К тому же дети чудовищно стесняются таких спонтанных появлений родителей в лагере. Когда в разгар занятий или игр появляется мама, ребенок (особенно если он уже подросток), чувствует себя неловко, у него начинается конфликт лояльности. Мама приехала и надо решать, как себя вести: идти дальше играть с друганами? Идти к мамочке? Представьте, как это трудно: ты работаешь, ты только выстроил отношения в коллективе, а тут приходит мама и говорит «надень шапочку!». И все, конец карьере! Коллеги засмеют! Вот и у детей так же.
Еще одна типичная ситуация: день рождения ребенка приходится на время смены, и родители заранее спрашивают, могут ли они на этот день ребенка забрать. В такой ситуации мы тоже жестко говорим «нет». И вовсе не потому, что мы такие жестокие! Просто подобные вещи невероятно мешают ребенку. Представьте: он только адаптировался, понял про расписание, выстроил отношения с детьми, — и тут приезжает мама и его выдергивает, он проводит день совсем в другом темпе и режиме. Потом он возвращается, но группа уже «ушла» в какое-то другое место: у них другие впечатления, другие разговоры, и ваш ребенок в такой ситуации чувствует себя потерянным. Это плохо и с эмоциональной, и с учебной точки зрения. При этом у нас уже было много дней рождений во время смены, и поверьте, мы умеет организовать этот день так, что именинник чувствует себя центром этого дня: всегда есть подарки, торт, поздравления и праздник. То есть, без внимания мы именинника точно не оставим!
Когда мой сын Данила, который живет и учится в Париже, ездил с классом в лагерь, нам, родителям, выдали письмо, в котором было написано, что мобильные телефоны и все остальные гаджеты на время поездки запрещены категорически. Такое, знаете, очень сухое аскетичное французское письмо: телефоны вашим детям будут не нужны, и вообще, мы их выкинем, если найдем. И в конце — милая приписка: «Дайте отдохнуть вашим детям хотя бы неделю!» Мы, конечно, не доходим до таких решительных мер, чтобы отбирать у детей телефоны на время смены полностью, но иногда жалеем, что не можем принять это решение.
Если у ребенка телефон с собой все время — это бесконечный стресс для всех. Дети начинают играть на уроках, они теряют смартфоны, ломают их, а потом сами же горько рыдают. Короче, жизнь лагеря оказывается привязанной к гаджетам. Поэтому мы забираем телефоны, но выдаем их на час каждый вечер, в свободное время, чтобы дети могли поиграть, позвонить домой и посмотреть свою почту.
У нас толпа взрослых и не заметить, что ребенку плохо, невозможно, у нас такого еще не было. Мы очень внимательно следим за тем, чтобы ребенку было хорошо, чтобы он адаптировался, каждый вечер у нас на вожатско-преподавательской летучке разбор, как там наши дети. Мы вообще многое делаем, чтобы ребенку было хорошо, — ну потому, что сами в этом заинтересованы; мы специально не укрупняем смены ровно для того, чтобы у нас хватало внимания на всех детей.
Со звонками еще такая история бывает, особенно с младшими детьми: ребенок снимает трубку, и в восторге начинает рассказывать «Мааама!! У меня было сегодня так классно!..» Однако потихоньку настроение у него снижается, в ход идут уже совсем другие фразы: «Нет, что ты, я тебя не забыл! Да… Нет, почему, я без тебя тоже скучаю… Нет, мама, ты что, я тебя тоже очень люблю!» В общем, через пять минут разговора жизнерадостный в начале беседы ребенок рыдает. Я понимаю, что мама скучает без ребенка. Я понимаю, что она тревожится, как там он. И ей немного обидно, что он уже пять минут говорит с ней, а все еще не спросил, как у нее дела… Поверьте: он спросит, как вы, когда расскажет все свои новости. А что он умеет быть счастливым не только с вами, — это же хорошо, правда? Вы же для этого и отправляли его в лагерь, чтобы он научился справляться и быть счастливым самостоятельно? Так что не сердитесь на малыша за невнимание и дайте ему немного побыть счастливым эгоцентриком.
Еще часть детей не звонят домой, ну потому что они заняты, у них свои страшно важные дела (например, им надо успеть поиграть с друзьями в шахматы или в «Шляпу» именно сейчас, у нас такое бывало). Тогда родители звонят нам: «Что случилось?! Уже пять минут, как моему ребенку вернули телефон, а он все не звонит! Наверно, он умер?» Нет, он не умер. Просто смена короткая, и надо очень много всего в нее втиснуть, и детям страшно не успеть. Впрочем, родители нервничают так сильно, что теперь наши вожатые специально следят, чтобы дети звонили домой сразу же, как только получат телефон.
А еще я все время вспоминаю одну прекрасную маму, которая, забирая своего ребенка, сказала нам: «Спасибо вам большое! Я поняла, что моему сыну было у вас очень хорошо! В первый день он позвонил и говорил со мной полчаса, во второй — пять минут, в третий сказал «привет» и побежал играть. А потом он просто перестал звонить, и я поняла, что у него уже все хорошо и с друзьями, и со взрослыми». Мне эту маму хотелось просто расцеловать, и я очень рада, что таких родителей у нас с каждой сменой все больше.
Ну и самое главное, что я хотела бы сказать напоследок, — родители, если вы уже отпускаете ребенка к нам, отпустите его с чистым сердцем! Смена короткая, и дайте ребенку в полной мере насладиться этим временем!
Музыкальный журналист Денис Бояринов, постоянный преподаватель «Марабу», рассказывает о том, как меняются дети, приезжающие в «Марабу», и что может стать темой занятий летнего лагеря — 2018.
Любое пространство рассказывает историю и диктует какую-то мизансцену, делая тебя ее действующим лицом. Старый замок в этом смысле — особое, приятное переживание: каменные своды, дощатые полы, сад, стрельчатые оконные переплеты, башня. Даже на взрослых это действовало как приключение, а для ребенка оказаться персонажем сказки и подавно интересно. Отдельным удовольствием было, конечно, праздновать в замке Хэллоуин — у нас была готовая декорация для некой трансильванской истории ужасов; непонятно, кто получил больше удовольствия — взрослые или дети.
Ну и отдельно хотелось бы отметить французскую кухню — в Бургундии была самая вкусная еда, которую я когда-либо пробовал в детских лагерях за всю свою жизнь.
Да, с некоторыми ребятами мы пересекались на летней смене, к тому же наметилась группа постоянных слушателей курса по современной музыке. Это очень приятно, потому что я понимаю, что им начинают быть интересны какие-то неочевидные, непростые, тонкие вещи внутри нашего предмета — чтобы оценить их, требуется взрослость, вкус и слушательский опыт. Лучшим примером является девочка, которую я видел в своей группе уже в третий раз. Полтора года назад, мне кажется, она выбрала мой курс потому, что он казался самым веселым и современным; через год, летом-2016, было уже видно, как она захвачена музыкой, как стремится анализировать и творчески слушать то, про что мы говорим. Этой осенью на одном из уроков дети должны были представить группе важное для них музыкальное видео из области электроники, рассказать об исполнителе и стиле и аргументированно объяснить, почему оно нравится им; она сделала прекрасный, интересный, глубоко собственный выбор и увлеченно рассказывала о нем. Кроме того, в моей группе уже во второй раз занимался мальчик, который кажется мне особенной личностью: закрытый, с совершенно особенной фантазией, прекрасно рисующий, не боящийся идти против течения.
У меня есть две идеи — более популистская и более изысканная. Очевидно, что сейчас время большого интереса к рэпу, и плейлисты детей, приезжающих в «Марабу», за различными исключениями, все-таки наполовину состоят из музыки в этом стиле. Взрослым это может не нравиться: музыка довольно агрессивная, в текстах и видео — много насилия и обсценной лексики. Тем не менее делать вид, что этого не существует — глупо, к тому же это богатейшая, старая, разветвленная культура, где есть своя история, система преемственности, мейнстрим и элита. А главное, рэп — глубоко социальный феномен, он много и показательно говорит нам об обществе, в котором он появился, существовал и продолжает развиваться. Поэтому первая идея — история и современность рэпа: детям, вне всяких сомнений, это будет интересно, а мне даст возможность подвести интеллектуальную базу под кричалки, которые они так любят. Заодно и рэп-баттлы бы обсудили.
Вторая идея — это история мюзиклов и рок-опер. От бродвейской и советской классики, которую нельзя не знать, и вплоть до наших дней мюзиклы — захватывающий, роскошный жанр, где чего только не было; к тому же, если в курсе о классической музыке они будут говорить об операх — а такая идея, кажется, есть, — для тех, кто будет ходить и туда, и туда, образуется любопытный материал для сравнения.
Совсем недавно закончился осенний «Марабу» в Бургундии, впереди у нас зимняя взрослая программа и детские весенние смены — тоже в Бургундии. Но мы уже вовсю готовим Умный лагерь «Марабу»-2018.
Три смены пройдут в июле и августе, мы вновь едем в Венгрию, в то же старинное поместье рядом с национальным парком Бюкк. Как всегда, будет математическая секция с командой Яна Рауха и обширный пул гуманитарных курсов по выбору.
Уже подтвердили свое участие: Ася Штейн, Андрей Десницкий, Андрей Кузнецов (первая смена), Ляля Кандаурова, Денис Бояринов (вторая и третья смены), Айрат Багаутдинов (третья смена) и Алина Аксёнова. Но, конечно, лекторов будет гораздо больше.
Пока мы составляем расписание занятий и экскурсий, преподаватели готовят свои программы. Сегодня мы спросили Лялю Кандаурову о том, как прошла осенняя смена в новом месте — бургундском замке — и что нового ждет детей летом, на старом месте: может быть, опера? А может, Сибелиус?
Мы в этот раз выбрали трудную тему; в частности, обсуждали музыку, которую многие взрослые слушатели не любят и не понимают. И меня обрадовало — уже не удивило, я была в «Марабу» в пятый раз, а обрадовало, — что некоторым детям это так же интересно, как мне. Была девочка, которая сказала на каком-то итоговом обсуждении, что музыка — ее жизнь; я точно так же говорила, когда была подростком, только тогда понимала в музыке, по-моему, в сто раз меньше нее.
Это было совершенно прекрасно. Я ходила в свою комнату по винтовой лестнице, по утрам из башенного окошка смотрела на мох, покрывающий черепицу, и кусок луга с белыми коровами и сидела с ноутбуком на стуле, как мне сообщили, XVIII века. Еще мы занимались в большом, теплом зале, который когда-то был конюшней, от которой остались трогательные поилки. Мы включали там Бартока погромче; что еще нужно для счастья.
Ох, лето еще очень далеко. Это точно будет что-то, что не слышали те, с кем мы уже занимались; благо музыка дает нам такое богатство тем, что на них не хватит и десяти жизней. Мы не говорили про Малера, Брукнера и Сибелиуса; не обсуждали советскую музыку; в барокко, можно сказать, вообще не ступала нога человека. А может быть, я придумаю какой-то другой принцип, и мы посвятим наши заседания не персоналии или стилю, а чему-то поэкзотичнее, например, сказочным сюжетам в операх разных эпох.
Искусствовед Алина Аксёнова — о том, как прошел первый «Марабу» в Бургундии, что было интересного в нашем замке и — внимание! — что ждет детей во время летней программы в Венгрии-2018. Кажется, уже пора записываться.
Очень здорово. Замок совсем небольшой, но какой-то очень толковый, уютный: много дерева, камины, винтовая лестница, башня с высокой заостренной крышей — такая башня принцессы. Много разных построек: например, здание старой конюшни, очень удобно оборудованное, там проходила часть занятий и разные игры.
Очень красиво. Я сделала фотографий шестьсот: слева, справа, сбоку, наискосок, на фоне заката, на фоне рассвета. Недалеко — Луара, вокруг — несколько городов с потрясающей готикой, фахверк, средневековые домики и улочки. Мне кажется, для того чтобы открыть для себя Средневековье — это прекрасное место.
«Марабу» в моей жизни — это явно счастливый билет, а тут я вытянула еще один — этот осенний лагерь.
Мы с Лялей Кандауровой даже затеяли приводить аргументы: это был самый лучший «Марабу» в нашей жизни или он такой же классный, как и все остальные? Все-таки решили, что этот «Марабу» — исключительный. Было как-то очень весело, сложился удивительный вожатский коллектив, дети все время во что-то играли, преподаватели во всем этом участвовали: скажем, игра-детектив — в настоящем замке это особенно прикольно. Была и хеллоуинская игра, где мы все переодевались в персонажей Тима Бертона. На последней «свечке» Света, вожатая, сказала, мне кажется, очень правильные слова: «Сложилась такая атмосфера, будто ты на даче, с друзьями».
Это была моя третья поездка в «Марабу», и я всегда жду встречи со знакомыми детьми, но приезжают и новые дети — удивительные, которых ты для себя открываешь впервые.
Вот в этой смене как раз было несколько новеньких: замечательных, вдумчивых, чутких, каких-то очень искренних. Потом, интересно наблюдать, как меняются те, кого ты вроде бы уже знаешь: так, скажем, летом у меня в группе была девочка, которая мне казалась закрытой, а в эту смену она была удивительно контактна, активна, всех очень поддерживала.
У меня была маленькая группа, десять детей, и из них — всего две девочки, обе взрослые, мудрые, многих вокруг себя объединившие.
Честно сказать, я думала: ну все, восемь мальчиков, будет тяжело. Потому что, конечно, про искусство с большим вниманием всегда слушают девочки, особенно если говорить о детях старшего возраста. Но переживала я зря. Наоборот, меня потрясло, как все внимательно слушали, участвовали в разговоре, задавали вопросы. Когда мы смотрели витражи в Буржском соборе, дети все время просили рассказать что-нибудь еще, какую-нибудь историю и про эту святую, и вот про того святого.
Тему, которую мне бы хотелось реализовать, я придумала давно — это приключения шедевров. У многих известных произведений искусства еще и интереснейшая биография; картина может быть известна не только сама по себе, но и благодаря своей истории. Это может быть история создания: например, художник писал портрет какой-нибудь дамы, а она не хотела позировать, он уговаривал или даже подкупал ее.
Часто бывает, что произведение переживает какие-то трагедии: его крадут, или оно теряется, или, наоборот, внезапно находится. Если говорить о картинах художников XX века, то работы и служили перегородками для клеток, и накрывали бочки с соленьями, и выступали в роли разделочных досок. Да у того же Леонардо некоторые картины были крышками стола, ведь тогда писали на дереве.
Кстати, интересно поговорить и о всяких реставрационных вещах, скажем, как живопись переносят с дерева на холст.
Случаются и курьезы: например, когда на рубеже XIX и XX веков составляли список ста величайших шедевров, хранящихся в Лувре, «Джоконда» в него не попала. А что сегодня представляет собой зал, где висит «Джоконда»? Толпы японских туристов, немыслимой толщины пуленепробиваемое стекло, сколько тысяч селфи в день делается на фоне картины, которая еще сто лет назад мало кого интересовала.
У архитектурных памятников своя судьба. Любопытно, как часто случай влияет на находку. Скажем, египтология — наука молодая, там еще все впереди, Египет раскопан всего процентов на тридцать сейчас. И многие египетские находки случаются, когда фотограф решает сделать снимок, ставит штатив, штатив проваливается в яму, где в итоге оказывается какой-нибудь город. Или у верблюда нога где-нибудь застрянет, или ослик провалится в древнее захоронение. На самом деле, это главные египетские археологи — ослики, верблюды и фотографы.
Очень интересно поговорить и про классические памятники — например, про судьбу Парфенона. Это, по-моему, самый яркий и драматичный пример того, какой может быть биография памятника и насколько она вообще показывает, в какие времена какие были люди. Парфенон, начиная с V века, был христианским храмом, потом стал мусульманским, тогда к нему даже пристроили минареты, изменился интерьер. В XVII веке во время войны венецианцев с турками в Парфеноне хранился порох, в него попало пушечное ядро, и те разрушения, которые мы видим сегодня — во многом результат именно той истории. Но и это еще не все: войны, стихия, казалось бы, не зависят от частного человека. А кое-что — зависит.
Во время той же войны венецианцы, догадываясь о ценности, которую представляют собой элементы Парфенона, захотели кое-что снять и отвезти к себе в Венецию. Но работали они так неаккуратно, что несколько скульптур рухнуло и разбилось вдребезги. Позже английский посол в Турции договорился, что он вывезет кое-какие камни, и стал грузить скульптуры с фронтона, собственно камни, на корабли. Половина кораблей затонула, а вместе с ними затонули и многие древности. Это мы еще не говорим о XX веке, когда ко всему добавилась экология, храмы продолжили разрушаться, и не только на Акрополе.
В конце курса у нас будет творческое задание и конкурс.
Мне кажется полезным отойти от описания и анализа произведений искусства. Всегда популярны фильмы про коллекционеров и ограбления музеев; художественные аукционы стали частью топовых новостей, поэтому почему бы и нам не поиграть с этой темой?
Благодаря этим знаниям дети смогут по-новому взглянуть на произведения искусства: понять, что перед ними не просто картина или скульптура, не просто шедевр (или не шедевр), но и то, что история произведения показывает, как мыслили люди, что они считали важным в искусстве, как к нему относились в разные времена.
Я долго к этому шла. Фотографировала всегда, начиная с детства, проявляла пленки, печатала. Окончила факультет технической кибернетики Московского института химического машиностроения, потом мы с семьей жили какое-то время в Америке, где я окончила колледж по специальности visual arts — то есть набрала те предметы, которые мне уже взрослой были интересны: рисование, историю искусств и в том числе фотографию. Это была еще аналоговая фотография, когда в темных комнатах мы пытались создавать шедевры. Когда вернулась в Россию, пошла учиться в Академию фотографии. У меня много знакомых музыкантов, я сама училась в джазовой студии, я пианист — стала фотографировать друзей, концерты. В итоге в Москве я восемь лет снимала для «Фонографа» Сергея Жилина. Сейчас живу в Лондоне, работаю на несколько продюсерских компаний. Например, я официальный фотограф Лондонского джазового фестиваля: это съемки концертов, конкретных исполнителей, вот сейчас вышло сразу несколько дисков с моими картинками.
Много чего, но самое главное, пожалуй, это такой вау-эффект, момент абсолютного внутреннего восторга, который на самом деле случается не так часто. Вот ты видишь что-то и думаешь: «Вау», потом снимаешь, обрабатываешь, а когда смотришь на готовую картинку — и если вот это «вау» сохраняется, это удивительное чувство. Вообще фотография — уникальная штука, такая мечта о чуде. Все многовековое развитие искусства, начиная с наскальной живописи, — это мечта об увековечивании момента, мечта о чуде фотографии.
В этот раз я придумала курс о связи фотографии и живописи; очень интересно, как они взаимодействуют, как много фотография взяла из живописи: композиционные приемы, приемы работы со светом. Смотрите, есть даже стили фотографии, которые называются «художественными» именами. Например, рембрандтовский свет — когда из картин художника взята вот эта темнота и пятно света на ней. Есть фотографии, создающие легкое, воздушное настроение, которое достигается не четким или резким изображением того, что происходит, а впечатлением от происходящего — это в чистом виде импрессионизм. Интересно сравнить живопись прерафаэлитов и приемы, которые у них взяла фотография, или возьмем пикториализм — интересное направление, когда мы видим на фотографии, грубо говоря, такую муть, на которой не понятно, что происходит, но зато очень хорошо передано настроение, и это очень ценно.
Мне совершенно не хочется рассказывать о том, где какие циферки выставлять на фотоаппарате. Конечно, мы этого коснемся и поговорим, как оно все работает, но моя основная задача — научить детей видеть, замечать, не упускать момент. Я бы хотела разбудить интерес к фотографированию, и неважно, захотят ли дети этим заниматься дальше или просто узнают какие-то конкретные приемы фотографов.
Конечно, мы будем фотографировать. Скорее всего, на один фотоаппарат, но у всех будет возможность поставить кадр, и у каждого останутся интересные, необычные фотографии, которые мы сделаем вместе. Учитывая возраст фотографов, будем играть в фотоигры — надеюсь, они помогут заинтересовать ребят.
Ну это как и в любой области — каждый может взять карандаш и нарисовать птичку, пусть и кривую. Но иногда это произведение искусства, хоть птичка и крива, а иногда — просто птичка, которую нарисовал Вася. Мы сейчас живем в мире очень картиночном, даже если говорить о соцсетях, картинки заполняют все — это то, что привлекает внимание. Мы скорее обсудим то, что может сделать фотографию более интересной и привлекательной — скажем, законы композиции. Поговорим о том, что надо делать, чтобы твои фото, пусть даже и в соцсетях, выглядели лучше.
Во-первых, фотографировать чаще. Во-вторых, анализировать результат, сравнивать его с тем, что делают другие фотографы, и замечать свои ошибки.
А в-третьих, смотреть на живопись. Пытаться увидеть неожиданные вещи — взгляд фотографа замечает не то, что обычный взгляд. Два основных момента — свет и композиция. Например, обращать внимание на то, как у мастеров прошлого герои вписаны в пейзаж — люди никогда не сидят в линеечку, как на традиционном фото класса. Учиться тому, что главный элемент картинки всегда находится там, где должен — для того, чтобы приковывать внимание. И чтобы взгляд шел по правильным линиям — это то, что живописцам очень хорошо удавалось и чего многим фотографам не хватает.
Фотография — это такой Хогвартс, который вроде и существует, но не все его замечают. А многие, замечая, не понимают его магии. Мне хочется, чтобы дети в этот мир волшебный вошли и научились в нем себя чувствовать как дома.
Работы Татьяны Гориловской можно посмотреть здесь: www.TatianaJazzPhoto.com.Всегда приятно общаться с людьми, которые вдохновлены своей работой. Поэтому мы рады, что в команде математиков «Марабу» этим летом с нами будет именно такой человек — Александра Подгайц, преподавательница математики в математической школе и на Малом мехмате МГУ.
Я мечтала стать учительницей, когда мне было пять лет. Потом — я из музыкальной семьи — играла на фортепиано, занималась оперным вокалом. Но мечтала стать психологом — мне всегда было очень интересно понимать, что происходит в голове у других людей. Только в конце десятого класса поняла, что хотела бы заниматься математикой. При этом я училась в гуманитарной школе, и было понятно, что знаний для поступления недостаточно, поэтому я пошла на курсы в МГУ и, собственно, поступила на мехмат. А уже где-то на четвертом курсе решила попробовать заняться преподаванием, потому что мне нравится кому-то что-то объяснять, я все время объясняла что-то своим однокурсникам, когда у них были проблемы. Конечно, я работала и в других местах, но в итоге поняла, что преподавание — это то, что мне больше всего нравится.
Я сама очень люблю учиться и всегда чему-то учусь; плюс меня завораживает процесс, когда человек чего-то не знал — и вот он начинает наконец-то понимать, в его голове образуются новые нейронные связи, и что-то неясное до сих пор становится ясным.
У детей до 12 лет мышление только формируется, и как раз то, чем я с ними занимаюсь — это не просто рассказ о каких-то математических штуках, а формирование мышления: абстрактного и критического. И очень интересно смотреть, как человек, который еще вчера не очень умел рассуждать логически, начинает схватывать закономерности, открывать связи.
Тем, что находится на стыке математики и философии — математической логикой. Например, у нас есть школьная геометрия: мы берем аксиомы, которые принимаем без доказательства, и из них по правилам выводим более сложные утверждения — теоремы. Логика как раз изучает, какие правила могут быть, как вообще можно рассуждать, чтобы получить что-то истинное, какие можно брать аксиомы, что будет, если взять совершенно другую систему рассуждений. Например, известный «парадокс брадобрея»: в одной деревне жил брадобрей, который брил тех и только тех, кто не брил сам себя. И надо понять, брил ли он себя? Этот парадокс можно перевести на язык математики, и вот логика, в частности, изучает, как нам пользоваться языком математики, чтобы не возникало парадоксов, и что делать, если они возникают.
Ну не только, все зависит от группы. Например, я ужасно люблю задачки, в которых есть какая-нибудь математическая игра, типа крестиков-ноликов, но посложней. Или, скажем, игра со спичками: есть десять спичек, два игрока по очереди ходят, забирая одну или две, кому нечего брать — проиграл. Довольно простые правила, но в целом за этим стоит математика: можно придумать стратегию, как тебе надо играть, чтобы гарантированно выиграть. А если спичек не десять, а сто? А если брать не по две, а по пять? Во-первых, это очень азартно, дети всегда хотят выиграть, но при этом в какой-то момент ребенок понимает, что он может выиграть не потому, что повезло, а потому, что он напряг мозги, придумал стратегию.
Еще я страшный фанат криптографии для детей. Тут что интересно? Скажем, есть какой-то шифр, люди придумали, как зашифровать сообщение, чтобы никакой шпион его не прочитал. Ты в общих чертах знаешь, что они взяли и перемешали буквы в сообщении, но не знаешь, как, и надо придумать, как взломать шифр. С одной стороны, это математика — потому что эти способы бывают строго сформулированы, с другой — аналитическое мышление, а с третьей — это прикладная задача, когда дети понимают, зачем это нужно делать. И к тому же это очень весело.
Я преподаю в разных местах и, например, веду кружки рядом с домом для детей с 1 по 6 класс, там группы именно не для матшкольников, а для всех, кто пришел. Я придерживаюсь мнения, что неспособных к математике детей не бывает: есть те, кому она, безусловно, дается легче, кого мы называем одаренными, с ними всегда очень приятно заниматься, и я это люблю; но есть и те, кто не раскрыл себя или пока не понял, что им это нравится, может быть, у них не такие способности, но потенциал есть. Мне очень нравится заниматься и с ними. Их надо заинтересовать, а не просто придумать, как объяснить непонятное. Человек не будет пытаться понять то, что ему не хочется понимать, это так не работает, особенно если человеку десять лет. И мне очень интересно придумывать, как подать задачку, чтобы было интересно, чтобы у ребенка загорелись глаза и он понял бы: математика — это очень круто.
Когда речь идет о детях, важно красиво завернуть материал. Я много раз сталкивалась с тем, что если ребенку, который в своем пятом классе ненавидит математику, дать задачку, которую ему наверняка уже давали, но она в этот раз будет про «Звездные войны» — ему резко становится интересно.
Или, например, бывают дети, которые любят рисовать — таким детям можно показать фракталы. Это математические объекты, которые можно нарисовать, и они очень красиво выглядят — настолько, что ребенок сразу думает: о, математика может помочь рисовать крутые красивые штуки.
Математика, конечно, не экспериментальная наука, но и в ней бывают всякие наглядные вещи, которые можно потрогать. В прошлом году в «Марабу» мы проводили такую игру: детям связывали руки определенным образом, а им нужно выпутаться. Это настоящая математическая задачка на пространственное мышление, а сколько веселья!
Где и с кем ты учишься, какая в этом месте атмосфера — это все очень важно, потому что сложно включить мозг и познать что-то новое, когда тебе некомфортно, страшно, неуютно. Есть люди, которые это могут, но большинству это сложно.
Существует множество исследований про связь самооценки и того, как дети понимают математику. Если у ребенка все хорошо с самооценкой, если его убедить, что он может, что это ему доступно — он начинает сразу решать задачи по математике лучше, чем если перед этим ему сказать, что он тупой и ничего не понимает. Казалось бы, очевидная вещь, но почему-то это не везде применяют.
Важно, чтобы преподаватель мог вдохновлять, убедить тебя, что ты действительно можешь это сделать, при этом подобрав для начала то, с чем ты справишься. Потом задачи становятся сложнее, но у ребенка постепенно все равно начинает получаться. Именно так мы работаем в «Марабу»: мне нравится атмосфера, все очень доброжелательны — и детям правда гораздо проще и интересней учиться, когда у них все остальное очень хорошо, они в хорошем настроении и довольны жизнью, а вокруг вдобавок единомышленники, которые тоже приехали поучиться летом.
Тим Ильясов — исследователь моды, преподаватель Высшей школы экономики, главный редактор Fashionograph, автор множества образовательных курсов по истории и теории моды — в летнем «Марабу» расскажет детям о том, как создается современная мода и какие смыслы она в себе несет.
По первому образованию я кинодраматург, окончил ВГИК. На втором курсе у нас был предмет, который назывался история материальной культуры. И я открыл для себя вгиковскую лабораторию ИЗО ― по сути, это отдельная библиотека, гигантское количество фолиантов по истории искусства, живописи, архитектуры и, конечно же, множество всевозможных старых изданий, журналов о моде с литографиями, скажем, XIX века.
Я начал во всем этом копаться, позже стал работать в проектах, так или иначе связанных с модой и искусством, типа Недели моды, кинофестивалей. Писал для маленьких журналов, для интернет-порталов, сделал свой собственный проект, меня стали приглашать в серьезные журналы. Последние восемь лет работаю в индустрии моды; где-то пять лет читаю лекции и веду всякие образовательные проекты.
Вещи, во-первых, куда более разговорчивы, чем нам кажется, а во-вторых, они куда более живучи, чем идеи и слова. Часто именно простые предметы быта, иногда даже возведенные в ранг искусства, становятся тем визуальным маркером, который определяет стиль, образ и мышление эпохи. Вещь, как лакмусовая бумажка, определяет состояние общества, политики, экономики, идей. И в этом смысле такое cнобское, снисходительное отношение к материальной культуре мне кажется абсолютно неоправданным.
Более того, в любом большом государственном музее мы видим не только предметы fine arts — предметы изобразительного искусства, живопись и скульптуру, но и галерею драгоценных чаш, кубков, предметов ювелирного искусства, костюмы — от коронационных облачений монархов до каких-то деталей народного костюма.
Мода как часть материальной культуры — это не мещанство и не бытовуха, а такая же составляющая мира искусства и культуры, как живопись, музыка, архитектура и литература.
Я делал проект с подростками примерно 11–16 лет — мы пытались создать коллекцию одежды, рассуждали о том, как выглядит индустрия моды, кто такие дизайнеры, что такое moodboard. Конечно, это была скорее игровая познавательная история, чем практическая, но тем не менее было довольно весело.
Сегодняшние пятнадцатилетние — это люди поколения «хайп». Для них очень важно получить фидбек — ответную реакцию на свой образ, на то, что они делают. Если еще десять лет назад подросток хотел обозначить свой потенциальный статус (он популярный, он классный, из хорошей семьи, что у него есть деньги), то сейчас это не совсем так: сегодня актуально собрать как можно больше лайков, стать центром внимания хотя бы на короткий период. Очереди за лимитированными коллекциями одежды, за кроссовками из лимитированных коллекций — это как раз про это. И streetwear — когда, с одной стороны, отвергается гламурность, элегантность, вся эта чопорная взрослость, а в качестве альтернативы предлагается образ нарочито некрасивый, но в то же время приковывающий к себе внимание, — тоже про это. Такой бунт ради бунта.
Это целый мир — в первую очередь, глубокие гуманитарные знания. Причем в области истории вообще и истории искусств в частности. Надо понимать, почему Первая мировая война разделила не только мир на «до» и «после», но и мир моды на принципиально разные эпохи. Как на модном рынке появился Dior ― почему new look и диоровский стиль вдруг стали столь популярными после войны. Для человека, который занимается историей моды, необходимо и знание истории политики, экономики, а уже на третьем месте — специальные знания по истории моды, текстиля, прически, косметики. Это полноценный отдельный раздел истории человечества.
Современные подростки любят моду, но не очень понимают, что она из себя представляет. Многие молодые люди жаждут работать в модной индустрии, но совершенно не знают, как и куда им поступить. Вначале у нас будет история моды, очень кратко ― «курс молодого бойца» о том, что такое мода, как она появилась и как развивалась. Параллельно будем всячески веселиться: вдохновившись теми или иными модными образами, попробуем их воссоздать в микромакетах.
Вторая часть курса — большая деловая игра. Где мы, собственно говоря, попытаемся воссоздать систему моды со всеми ее институтами. Скажем, вот есть дизайнер, который хочет создать коллекцию. Есть задумка, есть люди, которые ее реализуют; есть пиарщики, маркетологи, которые занимаются продвижением. У нас будет показ, презентация, магазин, продажи.
Мы сыграем в моду, но не ту, что можно увидеть в «Инстаграме», когда красивые девочки и мальчики рассказывают, что вот они купили стильную шмотку. Мы поиграем в моду в том виде, в котором она работает: почему вот это продается, а это — нет? Как создать коллекцию и как ее продать? Как, наоборот, может быть, закупить, если ты байер? Кто такой байер? Какими качествами он должен обладать?
В общем, за четыре дня попробуем понять, что же такое мода, индустрия моды и какое место современный подросток — если он захочет стать профессионалом именно в этой области — сможет в ней занять.
Венгрия | 2018
8:30 | Подъем |
9:00 | Завтрак |
9:30-11:00 | Первая пара (математика) |
11:15-12:45 | Вторая пара (математика) |
12:45-13:00 | Свободное время |
13:00 | Обед |
13:30-15:00 | Дневная вожатская программа |
15:00-16:30 | Третья пара (по выбору) |
16:30 | Полдник |
16:45-18:15 | Четвертая пара (по выбору) |
18:15 - 19:30 | Свободное время |
19:30 | Ужин |
20:30 | Вечерняя вожатская программа |
21:30 | Отбой, переходящий в сон |
22:00 | Решительный отбой |