Вы — драматург в опере. Что это такое и чем вы вообще занимаетесь?
Илья Кухаренко: Если очень упрощенно, есть драматурги-писатели, которые пишут буквы: драматические пьесы, либретто и т. д. C появлением режиссерского театра и к середине XX века появились драматурги-читатели — люди, которые работают вместе с режиссером над его решением, над режиссерским разбором, концепцией. В драматическом театре драматурги-читатели тоже есть, и их совместная работа с режиссером часто ведет к изменениям текста, но это не инсценировка в традиционном смысле, а индивидуальный пошив, скажем так. Оперный мир более консервативный. Мы привыкли, что текст оперы — ни музыкальный, ни текст либретто — поменять нельзя. Поэтому, по сути, драматург в этот текст вместе с режиссером вчитывает другие смыслы, значения, адреса. А для того, чтобы что-то переосмыслить, надо сначала это осмыслить. То есть прежде всего ты разбираешь вместе с режиссером, что в тексте есть, почему так, что там еще живо и работает сегодня, а что рассыпалось — от времени, обстоятельств, оперной условности. Вот этим занимается драматург. И в этом качестве я работаю сейчас с тремя режиссерами: с Тимофеем Кулябиным, с Филиппом Григорьяном и с Аней Абалихиной — с ней мы сделали спектакль в Перми под названием «Закрой мне глаза», и он сейчас поедет на фестиваль «Территория» в Москву.
«Марабу»:
В этом году у Парижской оперы юбилейный сезон — год ее основания 1669. Давайте поговорим немного про Гранд-Опера. Почему сегодня интересно ездить в Париж?
Илья Кухаренко: Парижская опера — весьма любопытная территория. Прежде всего это театр, который очень напоминает Большой и Мариинку. У него есть и оперная, и балетная труппы, обе — из самых сильных в мире. Это театр, у которого две сцены — старинный красивый Palais Garnier, где идет сейчас барокко, классицизм и балеты, и Bastille — модернистская громада, вмещающая в себя большие оркестры, большие голоса и много публики.
Гранд-Опера — довольно давно уже одна из самых интересных в театральном смысле сцен мира, которая при этом почти никогда не вызывает большого восторга у самих парижан. Опера и ее взаимоотношения с парижской же публикой — это то, что называется устойчивой противоречивой системой. С завидным постоянством возникает ситуация, когда интендантов и худруков во время их правления упрекают во всех смертных грехах, а когда их «съедают», то ими же потом и клянутся — для того, чтобы съесть следующих. Череда интендантов Гранд-Опера — это отдельная история, и мы о ней поговорим на лекциях. Вы почти всегда услышите яростные «бууу» на парижских премьерах, но так устроен общественный договор, что эти «бу» не носят даже рекомендательный, не то что запретительный характер. В кассе от этого «бу» меньше билетов не покупают. И этим Париж ужасно интересен. Давние и очень хорошо структурированные демократические нормы французского социального поведения дают очень интересную картину: я не помню неинтересного сезона в Париже на протяжении последних лет пятнадцати. И мало что другое, как оперный Париж, может гарантировать вам интересный вечер в театре.
«Марабу»:
Оперу Александра Бородина «Князь Игорь» ставит Барри Коски — оперный режиссер и директор Берлинской Komische Oper...
Илья Кухаренко: Барри Коски в Парижской опере — довольно интересный случай. Он не самый мой любимый режиссер, но про него ужасно интересно думать. Если бы мы посмотрели на режиссерскую поляну двадцать лет назад, мы бы увидели, что комедиографы там существовали исключительно внутри жанра. Жанр комической оперы, оперы-буфф, оперетты — это определенная резервация. Все театры нуждаются в «Доне Паскуале», «Любовном напитке» или «Севильском цирюльнике», и можно было выстроить стабильную карьеру, так и не попав в разряд серьезных режиссеров. Таков, например, предыдущий глава Комише Опер Андреас Хомоки, который сейчас занимает пост интенданта в Цюрихе. А Коски эту машинку поломал. Он стал показывать, что оптика комедиографа не обязательно подходит исключительно комедийным сюжетам, что она может вскрыть очень серьезные истории. У него есть спектакли, где мы не видим практически ничего смешного, но если задумаешься: а как он, собственно, смотрит на сюжет, с какого угла он туда заходит? — а он смотрит с парадоксальным мышлением комедиографа. Коски уже лет десять как вышел из разряда постановщиков исключительно комических опер и оперетт, хотя делает это невероятно лихо — «Орфей в аду» в Зальцбурге, пожалуйста, в августе. Комише опер, который он возглавляет в Берлине, при нем несколько раз подряд становился лучшим театром Германии. Его глаз — очень подходящий французскому отношению к опере. Франция любит, чтобы ее развлекли остроумно, но не грузили слишком сильно, и здесь Коски очень хорош, потому что даже в самых серьезных его спектаклях есть фан.
«Марабу»: И наконец, собственно, «Князь Игорь» — опера в четырех действиях с прологом, либретто авторства Александра Бородина, в основе — «Слово о полку Игореве», история о неудачном походе князя против половцев.
Почему она вообще в программе Парижской оперы?
Илья Кухаренко:«Князь Игорь» — даже для нас сегодня такая любопытная экзотика. Если мы не берем узкую прослойку поклонников оперы и не берем балетных, которые наизусть знают «Половецкие пляски» как отдельный номер, остается очень мало оперных завсегдатаев, которые знают расхожий репертуар и при этом хоть раз в жизни высидели в театре «Князя Игоря». Разумеется, был «Князь Игорь» в постановке Дмитрия Чернякова в Метрополитен, было много всяких споров вокруг спектакля Юрия Любимова в Большом театре. Но вообще его ставят мало, просто потому, что это — неподъемная махина, которая до недавнего времени интересовала только русские театры. И не просто русские, а большие русские театры — потому что это спектакль, для которого нужно много народу: и на сцене, и в зале. В случае с Парижем вместе сложилось сразу несколько разных трендов, которые появились не сегодня. Во-первых, в Париже родились фокинские «Половецкие пляски», там же был Шаляпин — но про это мы много будем разговаривать на наших лекциях, я не хочу забегать вперед. Важно понимать: когда нас всех учили, что Бородин — наше особое русское все, а «Могучая кучка» — абсолютно уникальная история, то это не совсем так. То, что пытался делать в своих огромных массовых сценах Камиль Сен-Санс и позже Жюль Массне в экзотических своих сюжетах, весь этот прекрасный ориентализм — он довольно сильно попадает в тот ориентализм, который мы имеем в «Князе Игоре». И сложно говорить об абсолютной независимости от той большой формы, которая существовала в XIX веке, от французской Большой оперы, которая началась, собственно, с Мейербера, потом перекочевала в Германию и закончилась Вагнером. А Вагнером «Могучая кучка», конечно же, весьма интересовалась. При разном отношении, но понятно, что Вагнер и Берлиоз продолжали — по-разному — традиции Большой оперы, Гранд-Опера, и это было интересно всем. И вот таким образом для Франции «Князь Игорь» едва ли не знакомее «Троянцев», которые недавно были там поставлены Черняковым на той же сцене. Потому что да, это, конечно, наша классика, но благодаря попсовым каверам типа «Улетай на крыльях ветра» она известна едва ли не более, чем берлиозовская ария Дидоны.
«Марабу»:Ну и темы там для французов как родные: народ, власть, война…
Илья Кухаренко:Парижу «Князь Игорь» интересен, может, даже больше, чем нам — они его вписывают в контекст, в котором мы, в своей самонадеянной самостийности, спектаклю довольно долго отказывали. И еще один тренд, с которым совпал «Князь Игорь» — интерес к опере, сделанной по канонам и законам XIX века. Оперных театров сегодня много, они все существуют в режиме «стаджионе» — постановки живут недолго, все время надо давать что-нибудь новое. И становится понятно, что круг названий, с которыми публика готова мириться и покупать билет — он не такой широкий. Потому что чуть только ты начинаешь забираться, скажем, во вторую половину XX века — это сразу сильно роняет кассу. Многие оперные интенданты поэтому смотрят вокруг тех периодов, когда были созданы главные популярные шедевры. Эта музыка более понятная, привычная для слушателя. А когда ты хочешь сделать красиво — ты обречен делать то, что уже делают все вокруг. Поэтому вместо условного «Дон Карлоса», если ты хочешь поставить какую-то масштабную историческую красоту, уже интереснее взять «Князя Игоря». И надо сказать, что русская опера XIX века оказалась вдруг для Запада очень интересной. Гергиев в свое время это сделал с Римским-Корсаковым, Прокофьевым, просто введя их в мировой репертуар, а сегодня Дмитрий Черняков предлагает западным сценам по сути дела антологию Римского-Корсакова. Названия, которые еще двадцать лет назад никто знать не знал, стали всех интересовать, потому что, с одной стороны, хочется привычного звучания, но чтобы это был новый музыкальный материал. И всем этим требованиям и тенденциям «Князь Игорь» очень даже отвечает. В общем, у этой оперы есть история в Париже, в основе ее стиля и формата лежит большая традиция в Париже — здесь много работающих кросс-линков. И Барри Коски умеет справляться с такой фактурой. В чем я уверен — он совершенно точно не собирается выстраивать свою концепцию, скрепляя ее какими бы то ни было духовными скрепами или обязательствами перед историческими подробностями, которые для нас были бы страшно важны. О том, что можно было бы сделать и как он вообще обращается с такого рода материалом, мы поговорим уже на лекции, посмотрим его работы, связанные с русскими названиями и с большим стилем, и посмотрим его барочные проекты. Надеюсь, что после этих совместных просмотров и диалогов будет интересно своими глазами посмотреть на то, что Коски сделает с «Князем Игорем» в Париже.
Мне было важно, чтобы детей не только увлекли наши учебные программы (в этом я была как раз уверена), но и чтобы все были живы, здоровы, счастливы, и не скучали без мамы. Мне кажется, у нас все получилось! (2016)
Марабу: летний лагерь для умников и умниц.Конечно, можно было бы организовать портал удаленного обучения, типа Coursera. Но мы быстро поняли, что самое главное, чего бы в таком подходе не хватало, это живого общения и возможности увидеть и почувствовать себя окруженным такими же умными, интересующимися взрослыми и детьми. Мы решили, что надо собрать их всех в одном месте, чтобы создать определенную групповую динамику. Знаете, интересные задачки интересно решать вместе! (2015)
Я хочу, чтобы дети могли гордиться своими корнями, чтобы для уехавших это был ресурс, а оставшиеся, наоборот, чувствовали, что они вполне в европейском тренде, а не что их заперли в православии и народности. Мне кажется, это очень важная вещь, потому что сейчас, действительно, быть человеком, принадлежащим к русской культуре, гордиться этим - это очень большая проблема. (2015)
18 летних лагерей, где дети будут счастливы (2017)
Каждый день участников ждут четыре пары занятий — две по традиции отданы математике, остальные можно выбрать по интересам. Источник
15 проверенных детских лагерей на лето (2016)
Набирающий силу проект с интеллектуалами-звездами.Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Русские дети в Европе: математика и другие миры.
Многие дети, решив, что математика скучна и неинтересна, решают идти в гуманитарную сторону и так проживают свою жизнь, толком не узнав, что математика - это и увлекательно, и красиво. Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Мультизадачный лагерь «Марабу» (2016)
Мы изначально против деления на «физиков» и «лириков» — нам кажется, что людям может быть интересно все. Поэтому-то мы предлагаем и гуманитарные, и естественно-научные предметы. При этом важно отметить, что наши занятия совсем не похожи на школьные. У нас нет идеи впихнуть в ребенка знания, мы хотим заинтересовать его наукой. Пока нам это удается.
Источник
Умный лагерь «Марабу» — «кто я?» или «что значит быть русским?» (2017)
Прежде всего, «Марабу» позволяет детям оказаться в сообществе людей, для которых интеллектуальная работа — привычный фон каждого дня.
ИсточникУмный лагерь «Марабу»: в новый сезон с новыми идеями
«А вы в этом году когда поедете в “Марабу”?» - такую фразу, сказанную совершенно обыденным тоном, как будто речь идет о кафе, завсегдатаями которого являются все присутствующие, все чаще и чаще услышишь в компании нескольких родителей школьников.
Источник
Что такое "Марабу"?
Одна из нашей целей - создать такую социальную сеть русскоязычных детей нового поколения, чтобы они продолжали общаться между собой.
Источник. См. стр. 4
Что такое "Марабу"?
Кажется, что Умный лагерь «Марабу» существовал всегда. Между тем этот образовательный проект появился на свет всего-то два года назад!
Источник
Что такое "Марабу"?
Мы решили организовать Умные каникулы для детей и Умный отпуск для взрослых - места, где можно и полноценно отдохнуть, и узнать много интересного.
Источник
И когда во время отпуска ты ловишь себя на том, что продолжаешь работать, просто из другого места, ты понимаешь, что твое право на месячный отпуск где-то потерялось. (2016)
Очень умный «Марабу»: место, где интересно учиться (2017)
Идея учебы на каникулах обычно принадлежит родителям. Это именно им хочется устроить досуг детей так, чтобы ни минуты свободного времени не пропало зря. Но оказывается, бывает и так, что учиться рвутся сами дети. Если, конечно, учеба не ассоциируется со скукой, а становится увлекательным открытием нового, а сам лагерь – возможностью встретить друзей и единомышленников.
Источник
Лагерь «Марабу» – перелетная птица (2016)
В лагере важно не столько то, что происходит с одним ребенком, сколько групповая динамика. И здесь меня потрясает одна вещь: мы провели уже несколько лагерей, и все они были совершенно разные. В одном и том же месте, с одной и той же программой оказываются разные дети, с разным настроением и желаниями. Поэтому мы всегда говорим родителям и даже прописываем в договоре, что оставляем за собой право менять программу уже после заезда. Если мы видим, что детям нужнее прогулка в лесу, чем лишний урок математики, то мы пойдем гулять в лес.
Источник
Что такое лагерь Марабу
10 - 14 лет - это не только период переходного возраста, но и время, когда ребенку можно привить любовь и интерес к науке. Источник
Математик или гуманитарий? В умном лагере «Марабу» хорошо всем!?
Мало какая страна мира может похвастаться таким количеством отличных детских лагерей, как США. Поэтому, узнав о том, что некоторые американские родители отправляют своих детей в русскоязычный лагерь в Чехии, мы немного удивились и решили узнать о нём подробнее. Источник
Весенний образовательный лагерь «Марабу» в Провансе
Интересные занятия, яркие впечатления и новые друзья из разных стран – вот, что такое каникулы в «Марабу».
Источник
Каникулы мечты: в Европе, но на русском языке! (2017)
Вы можете сказать «Эка невидаль! Да ведь у нас полно русских математических кружков и лагерей, зачем же ехать так далеко?» — и будете совершенно правы: с дополнительным математическим образованием у нас в США действительно все обстоит очень даже неплохо. Но у «Марабу» есть две уникальных особенности. Источник
Летние лагеря по программированию, робототехнике и бизнесу
Мы собрали 12 летних лагерей и школ, в которых дети смогут не только отдохнуть, но и набраться новых знаний и навыков в программировании, робототехнике, бизнесе и создании контента.
Источник
11 творческих, образовательных и спортивных лагерей, в которые можно отправить ребенка на лето
Рассказываем, куда еще не поздно купить путевку, чтобы организовать школьнику веселое и полезное лето.
Источник
Задача Лагеря - дать детям не только возможность погрузиться в мир собственных интересов, но и расширить круг этих интересов (важная возможность для многих детей, сильно увлеченных чем-то одним). Кроме того, дети смогут подружиться со сверстниками, близкими им по складу и духу – а мы знаем, как важно подростку попасть в хорошую компанию!
Перед нами не стоит задача навязать ребенку жестко заданный объем знаний или следить за тем, чтобы дети постоянно находились в учебной колее. Наша задача - поощрять и развивать интересы ребенка, используя занимательные уроки, лекции, опыты, демонстрации, игровые сюжеты и так далее. Для того, чтобы всё это стало возможным, мы собираем в Умном лагере Марабу взрослых, которые умеют работать с детьми самого разного возраста, вкусов и интересов.
Живые, любознательные дети и внимательные, опытные взрослые - что еще нужно, чтобы ваш ребенок вернулся еще умнее?