Наталья Копелянская — музеолог, куратор и музейный консультант, эксперт музейных конкурсов — о том, есть ли ответ на вопрос, что такое современный музей, о возможностях российских провинциальных музеев и о том, как мировая политика влияет на музейную.
Сегодня ваша профессия востребована — что, в общем, удивительно для гуманитарной сферы, тем более такой узкой. Как вы считаете, с чем это связано?
У меня нет такого чувства, что она сильно востребована. У основателя Европейского музейного форума Кеннета Хадсона есть книжка «Museums: Treasures or Tools?», в которой говорится, что музеи после Второй мировой войны были вынуждены сменить свою политику невмешательства или нейтралитета (laissez-faire policy) на активную просветительскую позицию, находить возможность говорить с посетителями специфическим музейным языком, который опирается, как правило, на музейный предмет (экспонат, коллекцию).
Музейные проектировщики обладают склонностью к рефлексии и способны ясно формулировать и создавать сложные связи.
Что такое современный музей, ответить невозможно, — это постоянно меняющаяся материя, но тот же Кеннет Хадсон весьма смело определил, что такое хороший музей: «A good museum is one from which one goes out feeling better than one went in», — говоря, что это тот музей, выйдя из которого, ты чувствуешь себя лучше, чем до этого. Претенциозное и слегка наивное заявление 1997 года, но на него можно опереться, когда мы говорим о том, что же это за такое новое качество жизни, которое появляется у нас, в том числе, от того, что у нас хорошие музеи. Второй аргумент в пользу популярности музеев сегодня — это могучие кризисы, которые бушуют вокруг нас. Политический, экономический, образовательный… В этой ситуации роль и значение музеев только усиливаются. Музей становится убежищем во всех смыслах. Здесь человек может себя чувствовать в интеллектуальной среде, комфортно и безопасно, это естественная образовательная среда. В конце концов, это отличная возможность, чтобы переключиться, легко (и недорого по сравнению с другими способами) отвлечься от повседневных забот, расслабиться и вспомнить.
Память, на мой взгляд, — это неотъемлемая часть музейного дела, по-английски музеи, библиотеки и архивы так и называются — memory institutions (институты памяти). В конкурсе «Гений места. Новое краеведение» (с которым я работаю с момента его основания) мы попытались вывести эту позицию на первый план, поскольку приоритетом стала работа с недавней историей, историей ХХ века, трудным наследием. Я очень рада за те новые экспозиции на Дальнем Востоке и в Сибири, которые уже открылись или в процессе создания прямо сейчас.
Сейчас много говорят о развитии музеев, в частности, в России, а что именно меняется? Куда двигаются мировые музеи?
Давайте разделим политику и музейную действительность. Скажем, недавно завершился Европейский музейный форум — один из самых значимых музейных конгрессов, где ежегодно выбирают Лучший европейский музей (EMYA). В 2017 году победил Этнографический музей в Женеве, который представил свою коллекцию (80 000 экспонатов) со всех пяти континентов по-новому, получив приз как образец живого музея, где история многообразия культур рассказывается на нескольких уровнях и вовлекает каждого. Форум, с одной стороны, — реальный инструмент музейного дела, но в большом мире — инструмент политический. И в этом смысле выбор лучшего музея происходит не только с точки зрения музейной практики или полноты коллекции, но и выражая отношение европейского музейного сообщества к тем или иным процессам, происходящим в мире.
Музей Ельцин-центра получил важную премию имени Кеннета Хадсона за роль музея в обществе, за вопросы, которые он поднимает сегодня, несмотря на очевидное сопротивление. Премию Совета Европы, за эмоциональную историю сопротивления расизму, неравенству, получил Мемориал АСТe в Гваделупе, где рассказывается об истории рабства и работорговли (небольшой урок географии для всех заключался в том, что Гваделупа — регион и заморский департамент Франции в юго-восточной части Карибского моря).
Другой пример музея нового типа — загребский Музей разорванных отношений, который говорит о том, что если что-то не работает, в том числе и отношения, их можно выбросить или забыть, а можно отнести в музей. Здесь 120 отобранных историй разорванных отношений представлены не просто как хранилище, а как психотерапевтический акт — если старые отношения проговорить и оставить (в музее), есть шанс начать новые отношения. Легчайший по духу и удивительный по силе воздействия музей, где даже у wi-fi название «just friends» (c пробелом, как и должно быть). Выходишь оттуда, и будто 120 романов хочешь дальше прочитать.
Чуть раньше, чем ЕМФ, очередные гранты получили заявители конкурса «Меняющиеся музеи в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина. Во многом он стоит на тех представлениях о музейном качестве, что и ЕМФ, но важное отличие состоит в том, что на первый план выходит не только музей, но и фигура автора проекта. Так появилось целое сообщество или поколение музейщиков и музейных проектировщиков. Сегодня мне достаточно легко составить маршрут с опорой на новые музейные проекты для своих коллег или иностранцев, опираясь на эту конкурсную базу. Конечно, я со многими знакома и с некоторыми близко дружу. Для меня это не просто названия городов: Владикавказ, Красноярск, Иркутск, Тотьма или Владивосток — это все для меня совершенно конкретные люди и музеи. Если не снижать темп, то, надеюсь, во многих музеях будет перезапуск, создание новой экспозиции.
А что значит «перезапуск»? Появляются какие-то мультимедийные штуки?
Нет, я имею в виду основную экспозицию, изменение концепции, ракурса на предмет. Конечно, можно открыть новую часть коллекции — это почти беспроигрышный вариант. Так, например, поступил Амурский музей в Благовещенске, открыв часть своего здания — чердак — для публики, собрав там свою историю архитектуры и устную историю. Более сложные примеры — новая экспозиция в Культурно-историческом центре на Стрелке в Красноярске или выставка, посвященная частной истории Алексея Гастева.
И важная деталь — появление новых текстов в музеях. На них обычно никто не обращает внимания, пока не приходится самому сочинить этикетку или экспликацию. Таким образом, я хочу подвести к мысли об очевидной тенденции современных музеев: сохраняя свою герметичность и зацикленность на коллекции, сегодня делаются колоссальные усилия по сохранению и приумножению аудитории. Это делается разными способами, но язык, на котором музей говорит с посетителем, — один из самых мощных инструментов. Сегодня музейщик может быть и в статусе эксперта, и ментора «Я-все-на-свете-знаю-и-могу-ответить-на-любой-вопрос», но все чаще мы видим, как эта позиция проваливается, и на ее место приходит разговор не с группой людей, а с каждым отдельно. Музей сегодня ведет миллионы диалогов.
Наташа, а как вообще вы стали заниматься музейным проектированием?
Я закончила факультет музеологии (музейного дела) РГГУ. Казалось бы, все было определено с самого начала, но идти работать в музей я совершенно не хотела после тех практик, которые у нас были. Начала работать в Библиотеке иностранной литературы в отделе литературы по искусству, а потом в Центре Востока занималась книжными проектами, выставками, международными программами и тем, что сейчас называется менеджментом в сфере культуры. Тогда диапазон действий у Иностранки был завидный, мы много чего делали. Тогда, как мне представляется, в моей голове сформировался проектный подход к проектированию как к модели жизни и образу действий. Важно, что вокруг меня тогда был фантастический круг искренних энтузиастов перемен. И главным моим вдохновителем тех лет считаю Ольгу Валентиновну Синицыну, а вершителем — Екатерину Юрьевну Гениеву.
Тогда же я впервые стала руководить большим некоммерческим проектом «Институт толерантности» и столкнулась с проектированием на самых разных уровнях. В начале 2000-х мы делали первые конкурсные проекты с музеями Московской области и с культурными учреждениями Кавказа, на Соловках говорили о музее как о дискуссионном пространстве, о маркетинге и т. д. Но в культуре все процессы очень длинные, и сегодня, 10–15 лет спустя, вижу, как удивительно выживают и трансформируются идеи, которые тогда только зарождались.
Тогда же я послала заявку и получила приглашение от Университета Флоренции на стажировку в центр документации и архивов Галереи Уффици. Тогда я всерьез задумалась о том, что хотела бы уйти работать в музейную сферу. С Университетом, вернее, с лабораторией Вито Каппеллини, которая занималась оцифровкой основных коллекций музеев Флоренции, мы долго сотрудничали и до сих пор поддерживаем отношения.
Перейдя из Иностранки в Институт культурологии, в лабораторию музейного проектирования, я получила новый опыт взаимоотношений в музейном и академическом мире, став участником нескольких крупных музейных проектов; позже мы с еще двумя коллегами покинули лабораторию, образовав свою творческую группу «Музейные решения». С благодарностью вспоминаю этот период, связанный с созданием концепции развития Государственного музея Л. Н. Толстого, концепции музейной сети в Удмуртии, семинаров и музейного конкурса в Средней Азии, и, собственно, тогда был написан проект «Новые музеи для Сибири», и при поддержке Фонда М. Прохорова мы много работали над тем, чтобы в Красноярском крае и в Сибири в целом появилось сетевое взаимодействие, новые музейщики и новые музеи. Результатами я горжусь и мечтаю, чтобы нашлись возможности на его продолжение.
Сегодня я работаю как независимый консультант с несколькими проектами и постоянно сотрудничаю с двумя крупными российскими музеями — музеем-заповедником «Поленово» и Пермской государственной художественной галереей.
О чем — в рамках этого контекста — вы будете говорить с детьми в «Марабу»?
У любого ребенка есть опыт похода в музей; все знают, что это такое, каждый может сказать пару слов. Я не собираюсь говорить о музее в академическом смысле, я скорее хочу показать, как мы создаем музеи и выставки, поговорить про предметы и их многослойность и обсудить варианты, как ходить в музей, чтобы было интересно.
Несколько слов скажу о людях, которые стоят за созданием крупнейших музеев мира — тех, которые дети обязательно встретят в своей жизни: это и Британский музей, и Музейный остров в Берлине, и музейный квартал в Вене, музей Метрополитен.
Потом у нас будут игры, связанные с тем, как самые обычные вещи становятся экспонатами, попробуем написать музейную этикетку для будущих поколений. Задумайтесь на секунду: что и как написать про современные ланч-боксы людям, которые будут жить в тридцатом веке и, возможно, питаться по-другому?
Для меня важно включить детское воображение и их способность придумывать. Поэтому мы поговорим, как бы им хотелось ходить в музей, чего им там не хватает. Если мы сможем ответить на такой вопрос — уже неплохо.
Музей — конструкция, конечно, несовершенная, но иной формы хранения материальной памяти человечество пока не придумало.
Раньше в музейно-педагогических программах было три важных графы, которые должен был заполнить любой педагог в конце своей образовательной программы: знания, умения, навыки. Сегодня пишут: информация, вдохновение, мотивация, но эта триада недавно пополнилась двумя важными пунктами — навигация и создание связей. И мне кажется, что если я немного сориентирую участников лагеря «Марабу» в этом дивном новом музейном мире — хорошо, а если вдохновлю на действия — просто отлично.
Мне было важно, чтобы детей не только увлекли наши учебные программы (в этом я была как раз уверена), но и чтобы все были живы, здоровы, счастливы, и не скучали без мамы. Мне кажется, у нас все получилось! (2016)
Марабу: летний лагерь для умников и умниц.Конечно, можно было бы организовать портал удаленного обучения, типа Coursera. Но мы быстро поняли, что самое главное, чего бы в таком подходе не хватало, это живого общения и возможности увидеть и почувствовать себя окруженным такими же умными, интересующимися взрослыми и детьми. Мы решили, что надо собрать их всех в одном месте, чтобы создать определенную групповую динамику. Знаете, интересные задачки интересно решать вместе! (2015)
Я хочу, чтобы дети могли гордиться своими корнями, чтобы для уехавших это был ресурс, а оставшиеся, наоборот, чувствовали, что они вполне в европейском тренде, а не что их заперли в православии и народности. Мне кажется, это очень важная вещь, потому что сейчас, действительно, быть человеком, принадлежащим к русской культуре, гордиться этим - это очень большая проблема. (2015)
18 летних лагерей, где дети будут счастливы (2017)
Каждый день участников ждут четыре пары занятий — две по традиции отданы математике, остальные можно выбрать по интересам. Источник
15 проверенных детских лагерей на лето (2016)
Набирающий силу проект с интеллектуалами-звездами.Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Русские дети в Европе: математика и другие миры.
Многие дети, решив, что математика скучна и неинтересна, решают идти в гуманитарную сторону и так проживают свою жизнь, толком не узнав, что математика - это и увлекательно, и красиво. Источник
Нам хотелось бы, чтоб русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной - но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Источник
Мультизадачный лагерь «Марабу» (2016)
Мы изначально против деления на «физиков» и «лириков» — нам кажется, что людям может быть интересно все. Поэтому-то мы предлагаем и гуманитарные, и естественно-научные предметы. При этом важно отметить, что наши занятия совсем не похожи на школьные. У нас нет идеи впихнуть в ребенка знания, мы хотим заинтересовать его наукой. Пока нам это удается.
Источник
Умный лагерь «Марабу» — «кто я?» или «что значит быть русским?» (2017)
Прежде всего, «Марабу» позволяет детям оказаться в сообществе людей, для которых интеллектуальная работа — привычный фон каждого дня.
ИсточникУмный лагерь «Марабу»: в новый сезон с новыми идеями
«А вы в этом году когда поедете в “Марабу”?» - такую фразу, сказанную совершенно обыденным тоном, как будто речь идет о кафе, завсегдатаями которого являются все присутствующие, все чаще и чаще услышишь в компании нескольких родителей школьников.
Источник
Что такое "Марабу"?
Одна из нашей целей - создать такую социальную сеть русскоязычных детей нового поколения, чтобы они продолжали общаться между собой.
Источник. См. стр. 4
Что такое "Марабу"?
Кажется, что Умный лагерь «Марабу» существовал всегда. Между тем этот образовательный проект появился на свет всего-то два года назад!
Источник
Что такое "Марабу"?
Мы решили организовать Умные каникулы для детей и Умный отпуск для взрослых - места, где можно и полноценно отдохнуть, и узнать много интересного.
Источник
И когда во время отпуска ты ловишь себя на том, что продолжаешь работать, просто из другого места, ты понимаешь, что твое право на месячный отпуск где-то потерялось. (2016)
Очень умный «Марабу»: место, где интересно учиться (2017)
Идея учебы на каникулах обычно принадлежит родителям. Это именно им хочется устроить досуг детей так, чтобы ни минуты свободного времени не пропало зря. Но оказывается, бывает и так, что учиться рвутся сами дети. Если, конечно, учеба не ассоциируется со скукой, а становится увлекательным открытием нового, а сам лагерь – возможностью встретить друзей и единомышленников.
Источник
Лагерь «Марабу» – перелетная птица (2016)
В лагере важно не столько то, что происходит с одним ребенком, сколько групповая динамика. И здесь меня потрясает одна вещь: мы провели уже несколько лагерей, и все они были совершенно разные. В одном и том же месте, с одной и той же программой оказываются разные дети, с разным настроением и желаниями. Поэтому мы всегда говорим родителям и даже прописываем в договоре, что оставляем за собой право менять программу уже после заезда. Если мы видим, что детям нужнее прогулка в лесу, чем лишний урок математики, то мы пойдем гулять в лес.
Источник
Что такое лагерь Марабу
10 - 14 лет - это не только период переходного возраста, но и время, когда ребенку можно привить любовь и интерес к науке. Источник
Математик или гуманитарий? В умном лагере «Марабу» хорошо всем!?
Мало какая страна мира может похвастаться таким количеством отличных детских лагерей, как США. Поэтому, узнав о том, что некоторые американские родители отправляют своих детей в русскоязычный лагерь в Чехии, мы немного удивились и решили узнать о нём подробнее. Источник
Весенний образовательный лагерь «Марабу» в Провансе
Интересные занятия, яркие впечатления и новые друзья из разных стран – вот, что такое каникулы в «Марабу».
Источник
Каникулы мечты: в Европе, но на русском языке! (2017)
Вы можете сказать «Эка невидаль! Да ведь у нас полно русских математических кружков и лагерей, зачем же ехать так далеко?» — и будете совершенно правы: с дополнительным математическим образованием у нас в США действительно все обстоит очень даже неплохо. Но у «Марабу» есть две уникальных особенности. Источник
Летние лагеря по программированию, робототехнике и бизнесу
Мы собрали 12 летних лагерей и школ, в которых дети смогут не только отдохнуть, но и набраться новых знаний и навыков в программировании, робототехнике, бизнесе и создании контента.
Источник
11 творческих, образовательных и спортивных лагерей, в которые можно отправить ребенка на лето
Рассказываем, куда еще не поздно купить путевку, чтобы организовать школьнику веселое и полезное лето.
Источник
Задача Лагеря - дать детям не только возможность погрузиться в мир собственных интересов, но и расширить круг этих интересов (важная возможность для многих детей, сильно увлеченных чем-то одним). Кроме того, дети смогут подружиться со сверстниками, близкими им по складу и духу – а мы знаем, как важно подростку попасть в хорошую компанию!
Перед нами не стоит задача навязать ребенку жестко заданный объем знаний или следить за тем, чтобы дети постоянно находились в учебной колее. Наша задача - поощрять и развивать интересы ребенка, используя занимательные уроки, лекции, опыты, демонстрации, игровые сюжеты и так далее. Для того, чтобы всё это стало возможным, мы собираем в Умном лагере Марабу взрослых, которые умеют работать с детьми самого разного возраста, вкусов и интересов.
Живые, любознательные дети и внимательные, опытные взрослые - что еще нужно, чтобы ваш ребенок вернулся еще умнее?