Айрат
Багаутдинов
Дети, лето-2019. «Заморские путешествия» и «Древняя Греция» Айрата Багаутдинова

Наш постоянный лектор, историк инженерии Айрат Багаутдинов приедет в детский летний «Марабу» в Венгрию на первую и вторую смены: «Заморские путешествия» и «Древняя Греция». Айрат приготовил две разные программы, но их объединяет одно — любовь к архитектуре.

Айрат, расскажите, пожалуйста, про вашу программу для первой смены, которая называется «Заморские путешествия».

Мы поговорим о том, как архитектура путешествовала по миру. Как распространялся древнегреческий ордер, как европейские архитектурные идеи оказывались в других странах и на других континентах. Это очень интересная история — как архитектура формировалась благодаря путешествию.

А какие-то конкретные примеры будете разбирать на занятиях?

Конечно. Например, как в эпоху рококо после путешествий на восток, в Китай или Японию, в Россию пришла мода на все китайское или японское, и следы этого увлечения до сих пор с нами: китайские павильоны в Царском селе или дом Перлова в Москве (магазин «Чай-Кофе» на Мясницкой), построенный в так называемом стиле шинуазри.

И наоборот, посмотрим, что происходило в Америке XIX века: у американских архитекторов пока еще не было своей сильной школы, они учатся в Европе, поэтому происходит экспорт европейских архитектурных стилей. Появляется американская готика, ренессансные небоскребы: тот же Woolworth Building в Нью-Йорке или Tribune Tower в Чикаго.

А что будет на смене «Древняя Греция»?

Эта программа — о мировых приключениях древнегреческой архитектуры. Вот греки придумали ордер, колонны, амфитеатр, а что с этим происходит дальше, во что это все превращается? Что Рим делает с ордером? А что делает готика? Нам кажется, что готика далека от древнегреческой архитектуры, но на самом деле она продолжает все те же вещи: сохраняет те же самые колонны, просто они становятся более вытянутыми вертикалями готических соборов. Сохраняются и круглые окна, но приобретают более резной рисунок с витражами, и теперь это называется розетками.

Поговорим о том, откуда взялся ренессанс, как он связан с Древней Грецией, и дойдем таким образом до постмодернизма, до того, как в XX веке люди начинают уже издеваться над греческой архитектурой, над колонной.

Получается, что программа второй смены является продолжением первой?

Это две самостоятельные программы, но, скажем так, приключения древнегреческой архитектуры — это частный случай путешествий архитектуры вообще. Заимствования, пересечения, все эти взаимосвязи, то, как архитектура отражает происходящее в мире — одна из самых важных тем в истории архитектуры, да и в истории культуры. Возьмем из учебника по истории параграф о большом походе Наполеона в Египет, что из этого осталось нам сегодня? Во французском ампире есть разные штуки, которые отсылают нас к египетской архитектуре — скажем, знаменитый кинотеатр Le Louxor. На волне увлечения ампиром появляется Египетский мост с его сфинксами в Петербурге.

Форму знаменитых американских небоскребов во многом предвосхищает открытие Вавилона в начале XX века: форма знаменитого Verizon Building в Нью-Йорке напоминает Вавилонскую башню.

Множество заимствований принесла Первая мировая война, это особенность постколониального мира. Европа долгое время считала, что носитель культуры — именно она, но после окончания войны возникает некий сдвиг: европейское сознание начинает признавать ценность культур разных колоний. Это все хорошо видно в архитектуре ар-деко, в которой видно египетское, вавилонское, африканское, индийское, ацтекское влияние, майя.

А Вторая мировая что привнесла в плане архитектуры?

Ничего не привнесла, потому что после Второй мировой начинается период глобализации, в том числе архитектуры, она становится очень схожей. Во всем мире начинается так называемый модернизм.

Получается, что курс по истории архитектуры — это повод поговорить о том, как устроен мир, и о том, что все в этом мире взаимосвязано?

Конечно, как и всегда: о мире, войне, истории, культуре, архитектуре, связи времен и поколений и о нашем месте в этой цепочке бесконечностей.